Новости

Информационные технологии

Облачные вычисления — технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет — сервис. Разработчики облачных вычислений определяют их как инновационную технологию, которая предоставляет динамично масштабируемые вычислительные ресурсы и приложения через Интернет в качестве сервиса под управлением поставщика услуг. Термин появился в середине 2000-х годов и широко распространился как среди поставщиков информационных технологий, так и в научно-исследовательской среде.

Облачные вычисления в информатике — общее название для серии подходов и технологий, обеспечивающих удобный и универсальный доступ потребителей к разделяемым вычислительным ресурсам, предоставляемым как услуга, по мере потребностей в мощностях, при минимальных затратах на взаимодействие с поставщиком услуг. В качестве вычислительных ресурсов в рамках облачных вычислений могут быть предоставлены вычислительные сети, серверы, данные, прикладное программное обеспечение, информационные услуги.

Облачные технологии имеют огромный потенциал для упрощения многих IT-операций.

В России уже существует несколько поставщиков коммерческих решений, которые предлагают востребованные облачные решения.

Инженерные и инновационные решения

Цель государственной политики в области научных исследований и инновационной деятельности в Арктике — обеспечение дальнейшего накопления знаний о северной полярной области Земли, необходимых для решения хозяйственных, оборонных, социальных задач и проблем фундаментальной науки.

Развитие научных исследований России в Арктике рассматривается как решение сразу нескольких задач: внешнеполитической задачи усиления национальной безопасности и присутствия России в Арктике; экономической задачи вовлечения в народнохозяйственный оборот крупных запасов энергоносителей на суше и на шельфе; социальной задачи комфортизации среды обитания и обеспечения устойчивого, безопасного существования местных арктических сообществ; экологической задачи сохранения уникальной и ранимой окружающей природной среды Арктики.

Фундаментом для арктического инновационного процесса станет создаваемая инновационная инфраструктура. Ее образуют старые и новые (в том числе Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова и др.) исследовательские университеты и колледжи АЗРФ, интеллектуальные территории (как опытно-экспериментальные площадки для пилотных проектов будут создаваться в каждом муниципальном образовании), технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, технико-внедренческие зоны, венчурные фонды и компании.

В каждой арктической территории предусмотрено создание своего венчурного фонда. В результате работы центров трансфера технологий локальные исследования каждой арктической территории будут увязаны в единую циркумполярную сеть, что облегчит возможность постоянного обмена новым опытом, техническими и организационными инновациями. Устойчивое развитие АЗРФ прямо связано с развитием наукоемкого (производственного, социального, коммунального) сервиса вглубь (интеллектуализацией) и вширь (пространственной экспансией наблюдательной сети и мониторинговых платформ).

Для решения задач, связанных с освоением, использованием, сохранением и исследованием российской Арктики, была разработана подпрограмма «Освоение и использование Арктики» ФЦП "Мировой океан«.Дрейфующие и стационарные станции полярного наблюдения будут увязаны в единую круглогодично действующую сеть.

Исследовательское сотрудничество России с полярными странами будет усилено в интересах укрепления позиций отечественной науки, подготовки ученых и инженеров, обладающих комплексными арктическими компетенциями.

Для надежного оказания навигационных, гидрометеорологических и информационных услуг, обеспечивающих контроль хозяйственной деятельности в Арктике, прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций планируется создать российскую многоцелевую космическую систему «Арктика». Модернизации подвергнется система наземных наблюдений за счет внедрения автоматизированных метеорологических комплексов и автоматических метеостанций, современных средств связи и обработки информации с целью развития системы гидрометеорологического обеспечения плавания по трассе Севморпути, проведения работ по освоению континентального шельфа, осуществления экологического мониторинга.

Научные центры

В соответствии с исторически сложившимся статусом и задачами РАН построена по научно-отраслевому и территориальному принципу и включает 10 отделений РАН (по областям науки) и 3 региональных отделения РАН, а также 15 региональных научных центров РАН.

Кольский научный центр РАН (бывший Кольский филиал Академии наук СССР) имени С. М. Кирова, основан в 19 июля1930 как Хибинская горная станция АН СССР «Тиэтта». В 1949 — создан Кольский филиал АН СССР, который в 1992 году при образовании РАН вошёл в ее состав на правах регионального научного центра. КНЦ имеет очную и заочную аспирантуру по 18 специальностям. В состав научного центра входят институты: геологический, горно-металлургический, полярный геофизический, химии и технологии редких элементов и минерального сырья, Мурманский морской биологическийи Полярно-альпийский ботанический сад-институт, а также отделы экономических исследований и энергетики. Учреждения центра находятся в городе Апатиты и в посёлках Мурманской области. Основные направления научной деятельности: изучение геологического строения Кольского полуострова, природных геохимических процессов и закономерностей размещения полезных ископаемых, разработка эффективной технологии добычи и обогащения минерального сырья, научных основ и методов его комплексной переработки; изучение биологической продуктивности Баренцева моря и путей её повышения; исследование почвенных, растительных и водных ресурсов Мурманской области, вопросов интродукции и акклиматизации растений, охраны окружающей среды; изучение проблем физики верхних слоев атмосферы и ближнего космоса; экономическая оценка природных ресурсов, разработка проблем повышения эффективности производства и перспектив развития производительных сил Мурманской области и смежных с ней районов.

Уральское отделение Российской Академии Наук (УрО РАН) — многоотраслевой научно-исследовательский комплекс. Решение об организации комплексной научно-исследовательской базы АН СССР на Урале было принято 13.01.1932 г. Он включает 38 инcтитутов, крупнейшую на Урале научную библиотеку, конструкторско-технологические и инженерные центры, сеть стационаров. Академические научные центры имеются в Екатеринбурге, Сыктывкаре, Ижевске, Перми, Челябинске, Архангельске и Оренбурге. В них занято свыше 3600 научных работников, из них более 590 докторов и 1750 кандидатов наук. Исследованиями по важнейшим научным направлениям руководят 31 действительный член и 58 членов-корреспондентов Российской академии наук. Работает докторантура, в аспирантуре идет подготовка по 88 специальностям.

Одной из важнейших задач уральской академической науки остается непосредственное влияние на развитие региона, обеспечение научного сопровождения решения задач конверсии и технического перевооружения индустрии, поиска и разработки новых источников сырья, нормализация экологической ситуации, ликвидация отставания развития социальной инфраструктуры.

Основные направления исследований связаны с теоретической и прикладной математикой и механикой, процессами управления, физикой и химией твердого тела, электро- и теплофизикой, теплоэнергетикой, комплексными проблемами машиностроения, теорией металлургических процессов, высокотемпературной электрохимией, синтетической органической химией, популяционной экологией, иммунологией, генетикой, комплексным изучением растительных, животных, водных и почвенных ресурсов, созданием основ рационального природопользования, геологическими геофизическим изучением геологической провинции и прилегающих к ней регионов, комплексом наук о человеке и обществе.

Сеть «Арктический университет»

Арктический университет является сетью научных и образовательных партнеров. Он учрежден в 2001 г. Арктическим Советом — межправительственной организацией, в которую входят 8 северных стран и объединяет более 140 вузов, научных институтов и центров в восьми приарктических государствах. Университет Арктики активно разрабатывает учебные программы для получения качественного образования жителями Севера, создает новые направления научного сотрудничества и использует общую инфраструктуру. Филиалы Арктического университета находятся в странах Скандинавии, в Канаде и США. Штаб-квартира и Международный секретариат расположены в Арктическом центре Рованиеми (Финляндия).

В рамках II Международного Арктического форума ректор Северного (Арктического) федерального университета и президент Международного университета Арктики подписали соглашение о сотрудничестве и открытии в Архангельске исследовательского офиса университета Арктики. Исследовательский офис создан на базе центра коллективного пользования научным оборудованием «Арктика», который был торжественно открыт летом 2011 года.

Офисы университета — административный, финансовый, офис образовательных программ — находятся в разных странах, на территории Финляндии, в Канаде, США. Но до сих пор у университета Арктики не было своего исследовательского офиса.

Наука и образование в Арктике

В России имеется уникальный научно-технический потенциал, позволяющий успешно решать крупномасштабные хозяйственные и оборонные задачи в Арктике. Фундаментальные и прикладные научные исследования в регионе имеют существенное значение для изучения глобальных процессов на Земле, а также для рационального, экологически безопасного использования природных ресурсов Арктики.

Государство ставит задачи расширения фундаментальных и прикладных научных исследований. Предусматривается, что система образования арктических территорий будет работать на инновационное развитие, эффективную модернизацию экономики и социальной сферы. Приоритетные направления ее развития — повышение инновационности применяемых образовательных технологий (создание медиатек, внедрение в образовательный процесс мультимедийных компьютеров, компьютерных энциклопедий, электронных книг, справочников и др.), информатизация образовательного процесса (в том числе обеспечение доступа всех образовательных учреждений к глобальным информационным ресурсам, развитие дистанционного образования и другие меры), повышение квалификации педагогических и управленческих кадров, содействие переподготовке, формирование эффективных экономических отношений в образовании.

Катализатором этих процессов во всей образовательной системе должно выступить высшее образование (в том числе создание федеральных государственных автономных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» и «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»), новые университетские научно-образовательные комплексы. Получат развитие новые специальности, адекватные меняющейся специализации арктической экономики.