Изменение климата является одной из важнейших международных проблем XXI века, которая выходит за рамки научной проблемы и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития России.
Арктика — одна из самых хрупких экосистем планеты. Экологические проблемы Арктики в силу ее природно-географических особенностей имеют глобальный характер. Арктика является климатоформирующим регионом планеты, поэтому состояние окружающей среды в Арктике является одновременно и важным индикатором глобальных изменений, которые проявляются в этом регионе наиболее значимо.
В последние десятилетия в Арктике происходят серьёзные изменения. Усилившийся поток теплого воздуха из низких широт привёл к увеличению приземной температуры воздуха. Наблюдается одновременно уменьшение площади льда и его толщины.
Основными мерами по реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации являются: установление особых режимов природопользования и охраны окружающей природной среды, включая мониторинг ее загрязнения; рекультивация природных ландшафтов, утилизация токсичных промышленных отходов, обеспечение химической безопасности, в первую очередь в местах компактного проживания населения. Распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. утвержден комплексный план реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года. Документ устанавливает необходимость выделения ресурсов на мониторинг негативных природных явлений и создание сил быстрого реагирования на такие чрезвычайные ситуации.
В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое международное сотрудничество.
Приарктические страны заинтересованы в защите окружающей среды. Международное сотрудничество начало интенсивно развиваться с начала 90-х гг. прошлого века. Так, в 1989 г. Финляндия, Канада, Дания (Гренландия), Исландия, Норвегия, Швеция, СССР и США начали совместную работу по охране окружающей среды в этом регионе. В 1990 г. с целью развития диалога и разработки программ сотрудничества стран, имеющих свои интересы в Арктике, был создан Международный арктический научный комитет (International Arctic Science Committee, IASC), а в 1991 г. учреждён Северный форум (Northern Forum). В июне 1991 г. в Рованиеми (Финляндия) была подписана Декларация по охране окружающей среды в Арктике (Rovaniemi Declaration) и одобрена Стратегия охраны окружающей среды в Арктике (Arctic Environment Prevention Strategy, AEPS. Среди множества задач, стоящих перед Арктическим Советом — задача защиты морской среды от загрязнения. Немаловажное значение для решения проблем Арктики стало создание Международного арктического научного Комитета (МАНК).
В 1990 году пятью странами Северной Европы: Данией, Исландией, Норвегией, Финляндией и Швецией была создана Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО). Корпорация предоставляет финансовую поддержку самым разным экологически важным проектам, главным образом, в странах Центральной и Восточной Европы, включая Россию, Беларусь и Украину.
Действуют многостороннее Соглашение о сохранении белых медведей (1973 г.), советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике (1984 г.), советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях (1990 г.); приарктические страны, а также Финляндия, Швеция и Исландия подписали Декларацию об охране окружающей Среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона (1991 г.), и др.
На Седьмой министерской сессии Арктического совета в гренландском Нууке 12 мая 2011 года одобрен долгосрочный проект, нацеленный на интегрированную оценку разнообразных факторов изменений в Арктике — своего рода синтез знаний о регионе. Создается специальная группа экспертов для разработки взаимоприемлемых рекомендаций в области экосистемного управления окружающей средой. Получило поддержку исландское предложение о начале всеобъемлющего обзора развития человека в условиях Арктики.
В настоящее время наблюдается наращивание объема сотрудничества в рамках двусторонних межправительственных соглашений.