Новости

Новые фильмы и мультфильмы об Арктике

По следам Семёна Дежнёва

Не будет преувеличением сказать, что для русских Великие географические открытия в своём отечестве начинаются с Семёна Дежнёва. Кто может с ним состязаться? Пожалуй, Ермак. Но Ермак — личность с привкусом легенды, малоисследованная, почти герой из былин. Про Дежнёва мы с большой долей уверенности можем говорить, что он — Семён Иванович (прямо как великий первопроходец следующего, XVIII века — Челюскин), что родился в Пинежье, и голос его из немногих сохранившихся исторических документов звучит сквозь века.

И всё же Семён Дежнёв — герой допетровской Руси — это наша древность. И когда режиссёр фильма «Великий северный путь» Леонид Круглов заявил, что хочет пройти путём Семёна Дежнёва и посмотреть, что осталось от тех времён, — это звучало почти как желание прокатиться на машине времени.

Но мы с вами знаем: в Арктике города могут исчезнуть за пару десятков лет, а останки — законсервироваться на тысячелетия. Ландшафты здесь имеют больше шансов остаться неизменными, а способы передвижения хотя и усовершенствовались многократно со времён Дежнёва, однако и поныне это не только снегоходы и вездеходы, катамараны и вертолёты, но также и ездовые собаки, и олени, и мохнатые якутские лошадки... А приют в пути — это не только мотели и гостиницы, но и деревянные балки, и шатры из шкур.

Сплав по Индигирке, почти не видимые глазу останки исчезнувшего города Зашиверска, доживший до наших дней далёкий посёлок первопоселенцев Русское Устье... и, конечно, камни. Мощные скалы самого востока Евразии. Уж они-то точно помнят Семёна Дежнёва сотоварищи, и они — ничуть не изменились.

Немалую часть успеха фильма, созданного при поддержке Проектного офиса развития Арктики, составляет операторская работа. Мы уже публиковали рассказ Владимира Филиппова о том, как снимался «Великий северный путь». Но и ещё раз не мешает сказать: этот фильм стоит смотреть на большом экране. Тогда уж точно будет видно, что Арктика — это грандиозное движение. Движение в пространстве, которое само по себе кажется замершим и оцепеневшим.

Когда-то движение Арктики было цикличным: кочевья племён, миграции птиц и диких северных оленей... С приходом сюда русских первопроходцев цикл сильно изменился, он даже стал походить на линию. Однако на больших расстояниях — а нас от Дежнёва и его Пути отделяют уже почти четыре столетия — становится видно, что цикл по-прежнему правит бал, он стал грандиознее. И попытка современного режиссёра пройти по следам далёкого предка — часть этого великого круга.

Настоящий герой

Можно бесконечно удивляться, как американцам удаётся любое сколько-то заметное событие своей истории превратить в Превозмогание Века... даже если окажется утраченным имя настоящего чемпиона.

Впрочем, фильм «Того» — о восстановлении справедливости, пусть подвиг главного героя и достигает при этом уже малоправдоподобных, эпических масштабов.

Итак, Аляска, 1925 год. В городе Номе бушует эпидемия дифтерии, каждый день умирают дети. Нужно срочно доставить сыворотку. Но погода — нелётная. (Что ж, на нашем сайте мы не раз писали: для Арктики такие затруднения — обычное дело. Практики выживания, накопленные предыдущими поколениями, никогда не устаревают.)

В путь за спасительным лекарством устремляется лучший погонщик, с лучшими ездовыми собаками-хаски, и лучшая из этих собак — пёс Того. Ему уже одиннадцать лет, для рабочей собаки это много. Было бы справедливо оставить Того дома, греться у очага. Но погонщик — норвежец Ленард Сеппала (в фильме его отлично сыграл Уиллем Дефо) — знает, что без лучшего вожака ездовой упряжки ему не удастся вернуться живым. В ответ на слова жены «Ты потеряешь его», Сеппала отвечает: «А без него ты можешь потерять меня». Пёс Того, действительно, не единожды спасёт и его жизнь, и всё предприятие. Вот только с самым последним отрезком пути измотанные собаки не справятся, и вся слава достанется другому...

Как уже говорилось, фильм снят по реальным событиям: доставку сыворотки в охваченный дифтерией Ном американцы окрестили «Великой гонкой милосердия». Конечно, в настоящей гонке участвовало гораздо больше погонщиков, чем показано в фильме. Упряжка во главе с псом Того преодолела 146 километров — самый большой и опасный участок, так как они бежали в пургу по льду залива, — но на последнем этапе до Нома бежала упряжка под предводительством псов Фокса и Балто, и именно Балто сочли обладателем наиболее благозвучной клички, подходящей для увековечивания. Его статую установили в Центральном парке Нью-Йорка. В фильме хорошо показано, насколько случайным был выбор.

Но вряд ли Того был в обиде на людей. Фильм рассказывает, что хозяева окружили его любовью и заботой, он произвёл на свет племенное потомство. А ведь начиналось всё с того, что опытный заводчик ездовых собак Сеппала сам не распознал в своенравном, упрямом щенке будущего чемпиона, лучшего лидера упряжки. И что ещё важнее — настоящего друга. Фильм «Того» — история не столько «Гонки милосердия» (хотя она преподнесена со всем надлежащим американским пафосом), сколько о глубокой привязанности человека и собаки.

Снова про Деда Мороза

Точнее — опять про Санта-Клауса. И это странно, учитывая, что мультфильм, о котором пойдёт речь, был сделан в Испании. Но мы не будем придираться. Мультфильм «Клаус» недавно номинирован на премию «Оскар» как лучший анимационный фильм, и мы поговорим о том, что в нём может понравиться зрителям.

Критики отмечают «баланс между мрачностью и теплом» — и это, пожалуй, самая краткая оценка «изюминки» мультфильма. Судите сами. Я включила его в этот обзор не потому, что там есть Новый год. Главное, что там есть — Арктика. Сперва она предстаёт в образе скалистого заледенелого острова (что-то вроде Шпицбергена, но только с лесом), куда прибывает Джаспер, сынок богатого почтового магната. Джаспера мы могли бы с полным основанием назвать мажором, разве что он, скорее, инфантильный и мягкотелый, чем наглый и высокомерный. Так или иначе, Джаспер ненавидит мрачный и холодный остров. Город Смиренсбург показан «не местом для жизни» (согласитесь, вы не раз слышали такое об Арктике). Жители Смиренсбурга — оторванные от цивилизации и порядком одичавшие троглодиты. Они ничего хорошего не ждут от жизни и постоянно строят козни против друг друга... Ну, положим, в настоящей, немультипликационной Арктике они бы так долго не протянули. Здесь люди просто обязаны помогать друг другу, и это хорошо понимает племя саамов, которое обитает неподалёку от Смиренсбурга.

Первоначально Джаспер воспринимает замороженный остров как место ссылки (что ж, в истории северная ссылка — не редкость). Кажется, здесь царит вечная зима. Но однажды он знакомится с белобородым отшельником, который живёт в лесу, кормит птиц и мастерит игрушки. Сурового старика зовут Клаус. И вы, наверное, уже догадались, что волшебство придёт в Смиренсбург благодаря ему и его оленьей упряжке. Но это произойдёт не сразу: прежде чем город преобразится и на лицах людей засияют улыбки, мастеру Клаусу придётся немало поработать. А заодно и почтальону Джасперу. И дружелюбным саамам, которые тоже любят подарки. А также, конечно, в подобных мультфильмах всегда бывают злые люди, которые хотят, чтобы чуда не произошло.

Задумка «Клауса» не блещет оригинальностью — кое-кто из в целом одобривших мультфильм критиков назвал его даже банальным — но тот самый баланс, который сдвигается от мрачности к теплу, производит приятное впечатление. И можно догадаться, что перевоспитавшемуся мажору Джасперу в конце концов не захочется покидать Арктику, подарившую ему уют домашнего очага.

Умка возвращается домой

Два советских мультфильма про медвежонка Умку полюбились детям на многие годы. Подкупающе простая и одновременно изящная отрисовка, дивная колыбельная на музыку Евгения Крылатова в исполнении Аиды Ведищевой сделали мультфильм об Арктике тёплым и запоминающимся. Умка и его мама получились очень обаятельными, и когда медведица говорила, что «люди — это такие медведи», маленьким зрителям совсем нетрудно было поверить, что медведи — это такие люди. И с ними можно подружиться. «Умка» в нашей стране стало таким же добрым и хорошо знакомым именем для медвежонка, как Винни-Пух. Только ближе, роднее.

Но, как вы помните, в конце второго мультфильма Умка улетал на вертолёте искать друга, оставляя на земле встревоженную маму. Не знаю, как вам, а мне всегда было жаль белую медведицу. В детстве я была уверена, что должен, просто обязан быть третий мультфильм, в котором Умка возвращается к маме, — но его почему-то не показывают по телевизору!

Однако такой мультфильм сняли только в минувшем году. Он вышел под самый занавес 2019-го и называется «Умка на ёлке». Его создатели чувствовали ту же незавершённость истории: Умка находит друга, но потом понимает, что страшно соскучился по маме. Его место — в Арктике.

Очень хорошо видно, как бережно новые авторы относятся к прототипу: не только отрисовка главных персонажей тщательно уподоблена советской, но даже и некоторые реплики медвежонка Умки — «Вы не видели моего друга? Он — мальчик», «У тебя две головы!» — это прямые отсылки к мультфильму нашего детства. И, конечно, в третьем «Умке» просто обязана была прозвучать знаменитая крылатовская «Колыбельная медведицы». Да и в основу сценария положен рассказик автора «Умки» Юрия Яковлева, опубликованный в 1977-м.

Конечно, если бы мультфильм продолжили тогда же, в 70-х, советские авторы не стремились бы подражать самим себе. Вряд ли они стали бы копировать прежние реплики. Но сегодня немалая ценность «Умки на ёлке» в том, что он напоминает нам детство. Он с этой мыслью и создавался. А значит, и заимствования на своём месте.

Два медведя

«А если бурый и белый медведь подерутся — кто кого заборет?» Наверное, многим из нас доводилось в детстве интересоваться этим животрепещущим вопросом. Новый мультфильм «Бурый и белый медведи», снятый в прошлом году при поддержке Проектного офиса развития Арктики, — как раз об этом. Два медведя в ненецкой национальной одежде решают выяснить, кто из них сильнее, кто достоин стать хозяином всего Севера. Однако короткая схватка под грозно звучащий варган показывает лишь, что одного хозяина у Севера быть не может — так и будет бурый медведь жить в лесу, а белый — во льдах. Однако огорчаться тут нечему, ведь они — братья.

Этот коротенький мультфильм на ненецком языке (с русскими субтитрами) создан со вниманием к деталям. Бурого медведя в лесу окружает армия воющего комарья — такую подробность может оценить только человек, для Севера не чужой. На берегу океана комары пропадают. Другая, забавная подробность: белый медведь достаёт мобильник и помирившиеся медведи фотографируются. Несомненно, это отсылка к новым реалиям, которые уже прочно утвердились в быту кочующих народов: снегоходам, телевизорам, компьютерам, телефонам. Уж конечно, если компьютер может стоять в чуме — то и белый медведь может достать смартфон из малицы!

Автор: Татьяна Шабаева

Источник: goarctic.ru