Птицы в Арктике: каждый год по открытию
Птицы — это всегда интересно, поэтому не случайно сотни тысяч людей по всему миру перемещаются с биноклями, стараясь увидеть и отметить как можно больше разных видов птиц. И суровые северные места теперь тоже оказываются в доступности для таких туристов. Высокоширотная Арктика в этом плане — очень перспективный регион нашей планеты. Казалось бы, видовое богатство орнитофауны здесь совсем невелико, хоть это и компенсируется самим количеством птиц, но тем интереснее встретить среди льдов или полярной пустыни залетевшего сюда пернатого обитателя более южных мест.
На территории национального парка «Русская Арктика» к моменту его создания десять лет назад общий список видов птиц, которые теоретически могли встречаться в районе Земли Франца-Иосифа и севера Новой Земли, насчитывал почти шестьдесят видов. К настоящему времени он численно остался почти таким же, но его состав изменился за счёт новых находок, а также уточнения первичных данных. Наиболее же важным для учёных остаётся поиск мест гнездований различных видов птиц, а также мониторинг продвижения видов за ранее известные границы своих ареалов. Таким образом возможно косвенное отслеживание происходящих климатических изменений в Арктике.
Рассмотрим поподробнее, кто же встречается в «Русской Арктике» и каково в целом «птичье население» Баренц-региона, где находятся некоторые крупнейшие концентрации морских птиц в мире. К концу летнего периода население морских птиц всего Баренцева моря оценивается в 20 млн. особей. Такое исключительное богатство и разнообразие объясняется обилием кормовых ресурсов, разнообразием прибрежных и морских местообитаний, удобных для гнездования, откорма, линьки. Нелишне ещё раз подчеркнуть, что Баренцево море отличается исключительно высокой биологической продуктивностью и высоким биологическим разнообразием не только среди арктических морей, но и по сравнению с другими морями Мирового океана.
На акватории Баренцева моря отмечено более сорока видов птиц, экологически тесно связанных с водной экосистемой, и ещё около сорока видов водоплавающих и куликов могут быть встречены в прибрежных водах и приливно-отливной зоне (без учёта залётных видов). Над акваторией также транзитом пролетают многие сухопутные виды из отрядов Воробьинообразные и Соколообразные. На гнездовании наиболее многочисленны в регионе толстоклювые кайры и люрики (каждый вид — более 1 миллиона гнездящихся пар), тупики и моёвки, или черноногие говорушки. Обычны буревестник-глупыш, обыкновенная гага, серебристая чайка, тонкоклювая кайра и полярная крачка.
Гнездо обыкновенной гаги в бухте Мурманца, Новая Земля, в июле 2014 г.
В период миграций через Баренцево море летят морские птицы, гнездящиеся далее на восток в тундрах и на побережье Западной и Центральной Сибири, преимущественно до Таймыра, в том числе моёвки, бургомистры, западносибирские чайки, поморники, полярные крачки, гаги-гребенушки, чёрные казарки, гагары, ряд видов куликов. В Баренцевом море сезонно (во время кочёвок или миграций) находится большая часть российских популяции некоторых видов морских и прибрежных птиц: атлантические популяции белоклювой и краснозобой гагар, гаги-гребенушки, стеллеровой гаги, короткохвостого, среднего и длиннохвостого поморников, полярной крачки, морского песочника, песчанки, краснозобика и некоторых других куликов. В Баренцевом море сезонно пребывает значительная часть мировых популяций видов, практически целиком мигрируют популяции водных птиц, использующих Восточно-Атлантический пролётный путь: на зимовках обитает большая часть атлантических популяций стеллеровой гаги и гаги-гребенушки, пролетает подавляющая часть атлантической популяции среднего поморника и полярной крачки. Большинство мигрирует на зиму за пределы Баренцева моря, из типичных морских птиц на зимовку здесь остаётся часть популяций кайр, бургомистров, чистиков, люриков, а также глупыши и моёвки. Птицы зимуют у кромки дрейфующих льдов и к югу от неё на безлёдных акваториях.
Кроме непосредственно акватории, туристов манят уникальные природные объекты, расположенные на скалистых берегах морей, птичьи базары, выступающие настоящими оазисами жизни в ледяных и пустынных каменистых ландшафтах. Наиболее живописны и впечатляющи крупные колонии с преобладанием кайр и моёвок на скальных стенках, обрывающихся в море. Так, обязательным местом посещения при проведении круизов на Землю Франца-Иосифа являются птичьи базары мыса Флора на острове Нортбрука и скалы Рубини на острове Гукера с многотысячными поселениями кайр, моёвок, люриков, чистиков, глупышей и бургомистров.
Обыкновенные чистики на мысе Желания в июле 2014 г.
Новая Земля также располагает подходящими участками берегов, где гнездятся десятки и сотни тысяч птиц этих видов, значительно превышая своей численностью более северный архипелаг ЗФИ. Здесь мы можем уже ожидать первые новые встречи в «Русской Арктике» — так, летом 2019 года среди колонии толстоклювых кайр на Западном Большом Оранском острове впервые достоверно были зафиксированы их близкие родственники — тонкоклювые кайры, чей ареал находится южнее или западнее. Пока неясно, размножаются ли они на самом севере Новой Земли, но наконец-то получено подтверждение ранее высказывавшихся предположений о продвижении этого вида в широтном направлении. Различить эти два похожих вида можно по своеобразным «очкам», цвету оперения на животе и наличию или отсутствию белой полоски на клюве.
Тонкоклювые кайры среди своих толстоклювых "родственников", июль 2019 г. Фото В. Захарьина.
Кроме осмотра птичьих базаров, очень интересно вести наблюдения в ходе пеших маршрутов вдоль берега моря, возле небольших пресных озер или на удалении, в горной арктической тундре самого севера Новой Земли, в границах национального парка. Ранее эти места были изучены известными орнитологами — Е.М. Антипиным в конце 1930-х годов и В.Т. Бутьевым в конце 1960-х годов. Кратковременные учёты проведены в начале 1990-х годов, а также в 2012 — 2015 годах. И.В. Покровская, хорошо знающая Баренц-регион, указывает, что наши современные данные позволяют отметить значительные изменения в фауне и населении птиц этого района. Так, обычными и регулярно встречающимися видами стали морская чайка, не отмечавшаяся здесь ранее, и большой крохаль, впервые отмеченный в 2012 году. Морская чайка ныне гнездится в окрестностях мыса Желания и на Малых Оранских и Безымянных островах к западу от этого мыса. В 2014 г. на самом мысе Желания загнездилась смешанная пара морской чайки и бургомистра, благополучно выведшая одного птенца. Восточнее мыса Желания морские чайки пока не встречены.
Главный хищник птичьих базаров - бургомистр с птенцами, мыс Желания, лето 2014 года.
Обыкновенная гага массово гнездится на небольших каменистых островках вдоль побережья — Безымянных, Лошкина и других. Краснозобая гагара регулярно гнездится на маленьких озерцах вдоль северной оконечности архипелага. Стоит отметить, что этот вид способен гнездиться и на Земле Франца-Иосифа, показывая хорошую приспособленность к суровым арктическим условиям.
Краснозобая гагара у мыса Маврикия, Новая Земля, июль 2018 г
Большие крохали — теперь вполне обычные у мыса Желания птицы, они линяют на мысах и островках по всему морскому побережью, от Русской Гавани до о. Гемскерка. На Больших Оранских островах (на западе) и о. Гемскерка (на востоке) гнездятся большие поморники, не отмечавшиеся на севере Новой Земли в XX веке.
В 2014 г. гнездование отмечено и на о. Гемскерка. В 2013 г. на гнездовании отмечены галстучник и кулик-воробей, причём второй вид был наиболее многочисленным из гнездящихся куликов. Белолобые гуси всё чаще встречаются по северу Новой Земли — их неоднократно видели в 2013 и 2014 годах. Чёрная казарка эпизодически встречается каждое лето, а в 2019 году сотрудники парка В. Захарьин и А. Морев сумели пронаблюдать гнездование этих редких птиц неподалёку от полевой базы и успешное выведение одного птенца вплоть до его самостоятельных полётов. В 2014 г. на берегу оз. Обильное в течение двух суток держалась, кормясь на моховой дернине, жёлтая трясогузка — абсолютно новый для региона вид, а в сентябре 2019 года автоматический фоторегистратор зафиксировал возле логова песца в четырёх километрах от мыса Желания молодого лугового чекана, также случайно залетевшего за тысячу километров от своих местообитаний. В годы пиков численности копытных леммингов до самой северной оконечности Новой Земли долетают полярные совы.
Молодая полярная сова на мысе Желания в сентябре 2014 года.
В то же время не удаётся подтвердить возможность гнездования белой чайки, которая крайне редко и единично может быть замечена в заливе Русская Гавань, а ранее многочисленная морянка теперь встречается учёными только эпизодически. Интересно отметить, что в 2015 г. был отмечен залёт на мыс Желания лебедя — скорее всего, малого, или тундрового.
Поскольку орнитофауна поляной пустыни (зона, в которой расположен север Новой Земли) не очень разнообразна и ограничена буквально двумя десятками гнездящихся и примерно таким же количеством мигрирующих видов, можно отметить происходящие в настоящее время значительные её изменения — вероятно, связанные с изменением климата. Следует ждать новых находок — мест гнездований и залётов новых видов, чьи ареалы гораздо южнее.
Одна из самых необычных встреч произошла 18 августа 2018 года при рейсе атомного ледокола «50 лет Победы» на Северный полюс. Количество наблюдений птиц по мере приближения к полюсу резко падает — только несколько моёвок иногда долетает за ледоколом до 90 градуса северной широты. Но в тот день на широте 85 градусов и 37 минут был замечен гусь! На льдах Ледовитого океана сидел короткоклювый гуменник, вид, в небольшом количестве гнездящийся на Земле Франца-Иосифа, никогда до этого не залетавший в бескрайние льды. Данную птицу смог сфотографировать один турист из Индии, показав позднее сотрудникам «Русской Арктики». Гуменник, немного посидев на льдине, полетел дальше, одному ему ведомым курсом.
Короткоклювый гуменник на острове Земля Александры, август 2018 г. Фото Д. Менникова.
2015 году на Земле Франца-Иосифа заметили утку-крякву, обычный вид лесной зоны Европейской России, также не залетавшую прежде так далеко на Север. Вообще, всё более частые встречи именно с гусеобразными птицами — один из ярких индикаторов происходящих климатических изменений. И также трудно себе представить, но на этом архипелаге даже умудряются гнездиться такие, казалось бы, материковые виды, как тундряная куропатка!
Чем ещё интересны птицы в Арктике и почему за ними надо наблюдать?
Будучи наиболее заметными и доступными компонентами морской экосистемы, птицы могут являться хорошим показателем состояния местных морских экосистем. Они чувствительны к нефтяному загрязнению, и несколько крупных инцидентов привели к гибели десятков тысяч птиц. Кроме того, поскольку они занимают верхнюю часть пищевой пирамиды и аккумулируют достаточно большое количество загрязняющих веществ, таких как хлорорганические соединения и тяжёлые металлы, птиц часто используют в качестве биоиндикаторов местных и региональных уровней загрязнения. Оценка состояния популяций морских птиц и их мониторинг — неотъемлемая часть экологического сопровождения любого масштабного проекта по освоению морского шельфа.
Специалисты в пределах Баренцева моря в качестве наиболее подходящих объектов экологического мониторинга выделили глупыша, толстоклювую кайру, моёвку и обыкновенную гагу. Все они многочисленны, легко определимы морскими наблюдателями и волонтёрами.
Исследования морских птиц в море проводят вдоль постоянных трансект (линий, рассчитанных для маршрутных учётных работ) стандартными методами учёта с судов и самолётов. Представляется целесообразным включение судовых орнитологических работ в состав комплексных судовых экологических съёмок (экологического мониторинга) параллельно с океанологическими, гидробиологическими и ихтиологическими мониторинговыми наблюдениями. Это позволит лучше планировать маршруты следования, соблюдать условия ведения учётов, получать одновременно комплекс данных о состоянии различных компонентов экосистемы, вычленять природные и антропогенные факторы изменчивости их параметров. В дальнейшем результаты наблюдений будут использованы при создании планов управления морскими ресурсами.
Как иллюстрацию современных работ по изучению распределения птиц на акватории Баренц-региона приведём некоторые результаты самых последних исследований. Так, в августе-сентябре 2019 года мониторинг видового биологического разнообразия между Мурманским берегом и Землёй Франца-Иосифа проводили специалисты Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН и национального парка «Русская Арктика». Всего за время наблюдений было зарегистрировано 33529 птиц за 508 часов наблюдений, что составило 66 экз./час. В течение рейса самым массовым из учтённых видов оказался люрик: в 65 трансектах было учтено 25224 экземпляров (75.23% от общего количества), большинство из которых было учтено в больших стаях, готовившихся к осенней миграции в Баренцевом море 25 сентября 2019 г. Вторым по количеству видом оказалась моёвка. Её за время наблюдений было учтено 3603 экз. в 322 трансектах (10.74% от всех птиц). Глупыш наряду с моёвкой встречался в половине наблюдений и отмечался в 279 трансектах общим количеством 2050 экземпляров, что составило 6.11% от общего количества.
Состав птиц в августе-сентябре 2019 года был достаточно многообразен и включал в себя 26 видов из 8 семейств, объединённых в 5 отрядов: Веслоногие (Пеликанообразные) (Pelecaniformes), Гагарообразные (Gaviiformes), Трубконосые (Procellariiformes), Гусеобразные (Anseriformes) и Ржанкообразные (Charadriiformes). Самыми представительными оказались такие группы, как чайковые, поморниковые и чистиковые — четырнадцать видов из трёх семейств.
Из четырёх видов, относящихся к редким, были отмечены чёрная казарка, обыкновенная гага и белая чайка. К сожалению, не удалось увидеть белоклювую гагару.
В Арктике становится теплее, и новые виды птиц всё чаще будут залетать туда, чтобы провести лето или загнездиться. Поэтому впереди учёных ждут новые открытия, а всех любителей орнитологии — яркие впечатления от наблюдения за пернатыми обитателями северных (и не только) мест.
Источник: goarctic.ru
Автор: Иван Андреевич Мизин, зоолог, к.б.н., заместитель директора по научной работе национального парка «Русская Арктика».
Фотографии автора (если не указано иное).
1. Анкер-Нильсен Т., Баккен В., Стрём Х., Головкин А.Н., Бианки В.В., Татаринкова И.П. (Ред.) 2004. Состояние популяций морских птиц региона Баренцева моря. — Тромсё-Санкт-Петербург. С. 350 с.
2. Stiansen, J.E., Korneev, O., Titov, O., Arneberg, P. (Eds.), Filin, A., Hansen, J.R., Høines, Å., Marasaev, S. (Co-eds.) 2009. Joint Norwegian-Russian environmental status 2008. Report on the Barents Sea Ecosystem. Part II — Complete report. IMR/PINRO Joint Report Series, 2009(3), 375 pp. ISSN 1502-8828.
3. Мизин И.А. 2015. Образование гнездовой пары бургомистром Larus hyperboreus и морской чайкой L. marinus на севере Новой Земли // Рус. орнитол. журн. 24 (1101): 352-356.
4. Мизин И.А. 2019. Первая встреча лугового чекана Saxicola rubetra на мысе Желания (архипелаг Новая Земля) //Рус. орнитол. журн. 28(1836): 4894-4897.
5. Покровская И.В. 2016. Большой поморник Catharacta skua: продолжение экспансии в евразийской Арктике // Рус. орнитол. журн. 25 (1276): 1423-1426.
6. Покровская И.В. 2019. Орнитофауна полярных пустынь и её изменения на примере севера Новой Земли // Рус. орнитол. журн. 28 (1834): 4830-4831.