Новости

Дневник АПУ — 2019. День 16. Арктика и Трансарктика

den-16Федор Тузов, в рейсе «АПУ» инженер ФГБУ «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт» и аспирант географического факультета кафедры океанологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Федор участвует в «Арктическом плавучем университете» третий раз. Дважды он, будучи студентом, был в рейсах в 2014 году.

Федор выбрал профессию океанолога, чтобы иметь представление об окружающем мире, проводить для этого морские исследования, изучать структуру мирового океана как теоретически, так и натурно — в экспедициях. К 24 годам у него за плечами восемь экспедиций. В среднем по экспедиции за год. Новый год 2015 года он встретил на Суэцком канале в экспедиции, которая шла со Шри-Ланки до Калининграда. Для того случая поговорка «Как встретишь Новый год, так его и проведешь» оправдала свое значение — в 2016 году Федор был еще в двух экспедициях: летом пересек Атлантический океан, а в августе отправился в Баренцево море.

— В этом рейсе у меня не было выходных, поэтому я работал и 31 декабря, и вышел первого января собирать метеорологические показания, — вспоминает Федор. Поэтому Новый год отметили скромно.

На вопрос о самом сложном факторе в экспедиции Федор отвечает — собранность и благоприятный настрой коллектива друг к другу. Как этого добиться — следовать указаниям начальника экспедиции и избегать конфликтных ситуаций, находить компромисс. Федору везло с руководителями — попадались такие, с которыми план научной программы всегда выполнялся полностью и соблюдались сроки.

— В «Плавучем университете» не ощущается монотонность, потому что много разных событий происходит, помимо основной работы, — говорит Федор и вспоминает рейс с работами на многолетнем разрезе около Великобритании. Экспедиция длилась 53 дня, из которых 40 дней были исключительно рабочими — вот тогда он почувствовал состояние «дня сурка». — Нужно просыпаться вовремя, выходить точно в срок на вахту. Бывает, что разрез раз в сутки, а бывает, что каждые сорок минут. Очень монотонная работа. Бывают недели, когда просто идем в море. Очень сложно прийти в себя, нужно искать, чем себя занять.

У Федора свои рекомендации, как избавиться от ощущения «дня сурка», — проводить время с коллегами и вместе смотреть фильмы.

— Нужно вернуться к образу жизни выходного дня, чтобы перестроиться обратно, — говорит Федор. — Кто-то мне сказал в один из прошлых рейсов на «Профессоре Молчанове»: «Либо тебе понравится с первого раза и всегда будет ощущение, что хочется вернуться, либо наоборот, тогда и не стоит возвращаться».

По опыту своих коллег, океанологов, Федор знает, что во время любой экспедиции наступает пресыщение, но потом проходит полгода — год и вновь тянет в рейс. Федор к тому же счастливчик — хорошо переносит качку.

— Кому не стоит, по вашему мнению, идти в экспедицию?

— Сложный вопрос. Наверное, тем, кто привык к городскому образу жизни. Кто ждет комфорта.

— Чем вам приходится «жертвовать» ради экспедиций?

— Тем, что провожу меньше времени со своей семьей. Например, с середины марта до конца мая я был в экспедиции «Трансарктика» на ледоколе «Академик Трешников» и через три недели приехал в Архангельск для участия в «Арктическом плавучем университете». И это, я думаю, еще не последняя экспедиция за этот год может быть.

«Трансарктика» включает в себя несколько этапов:

  1. Дрейф на ледоколе «Академик Трешников» к северо-западу Земли Франца-Иосифа;
  2. Экспедиция на ледоколе «Михаил Сомов»;
  3. Экспедиция на «Профессоре Молчанове» с 16 июля по 02 августа;
  4. Трехмесячный переход из Владивостока до Мурманска и обратно «Профессор Мультановский».

В первом этапе Федор выполнял те же океанографические работы, что и в нынешней экспедиции: работал с розеттой и CTD аппаратом для определения солености, температуры и плотности воды. «Академик Трешников» дрейфовал во льдах месяц.

— Утром нас вертолетом доставляли далеко на север, где есть толстые льды — мы там проводили исследования. Вокруг ледокола так же был ледовый лагерь. Вот в той экспедиции не было ощущения «дня сурка», потому что выполняли разнородную работу: на вертолете летали, на снегоходах добирались, была и техническая работа, например, раскинуть провода в лагере.

Дрейф — это когда ледокол встал в ледовом поле и полностью остановился и передвигался вместе со льдиной в зависимости от ветра. У программы «Трансарктика — первый этап» было два варианта реализации программы: дрейфовать затертыми во льдах два месяца либо, если льдина разломается, то второй месяц посвятить исключительно морским работам.

— Льдина через месяц разломалась, и в течение ночи и раннего утра мы собрали все приборы в ледовом лагере и нас краном поднимали в корзине на палубу, потому что трап уже нельзя было опускать — льдина отходила от судна, — говорит Федор.

Экспедиции дают Федору материал для кандидатской диссертации «Шельфовая конвекция (каскадинг) в Арктических морях». Конвекция — процесс, при котором охлажденная или осолоненная вода с поверхности воды опускается вглубь, на дно. Эта тема мало изучена, потому что время работ ограничено сезоном — важно попасть в весенний период на север, чтобы поймать процесс каскадинга.

— Что такое море для меня? На примере моря мы можем понять масштаб нашей планеты. Путешествуя по морю, можно оценить, насколько планета мала или велика для каждого из нас. Мы идем со скоростью велосипеда и можно увидеть, как быстро мы перемещаемся от одной точки до другой, от Европы до Канады. И происходит это очень быстро. То, что другие страны далеко, — это только в наших головах.

Источник: narfu.ru