Дневник АПУ — 2019. День 15. Управление льдами Баренцева моря
С 2017 по 2020 годы реализуется проект «Ice Operations» или «Управление льдами Баренцева моря» при поддержке программы Коларктик. В состав участников входят Норвежский исследовательский институт, САФУ имени М.В. Ломоносова, Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие», Технологический университет Лулео, Финский метеорологический институт, Maritimt Forum Nord (Норвегия) и Storvik & Co OY (Финляндия). На борту «Профессора Молчанова» ведущий инженер Высшей школы информационных систем и технологий Дмитрий Ковалев проводит наблюдения за льдами в Баренцевом море.
— Наши норвежские коллеги выказывали сомнения, что мы можем встретить лед в Баренцевом море в это время, — говорит Дмитрий, — но, как помните, мы попали в ледовые поля.
Баренцево море — основное незамерзающее море Арктического бассейна, поэтому для обеспечения безопасного прохождения судов так важно изучать движение льда. В море, помимо судов, находятся еще стационарные нефтегазодобывающие установки, которые при столкновении со льдом могут повредиться и выйти из строя.
— Раньше айсберги встречали в Баренцевом море редко, но в связи с глобальным потеплением их количество увеличилось, — говорит Дмитрий. — Мы видели с вами достаточно большой айсберг, надводная часто которого была даже больше «Профессора Молчанова».
«Профессор Молчанов» попал во льды сплоченностью шесть — были льды от 80 до полутора метров. Всего 10 классов проходимости льда. Нулевой — полное отсутствие льда. 10 — жесткое ледяное поле.
Столкновение с айсбергом — это проверка инженерной прочности и судна, и установки. На вопрос, почему важно проводить именно натурные наблюдения, ведь есть спутниковые снимки, Дмитрий отвечает:
— Натурные наблюдения позволяют оценить толщину льда, какие объекты находятся рядом, как внешне выглядит лед, какие есть на нем образования.
Торосы, по словам Дмитрия, представляют дополнительную угрозу. По ним можно понять — замерзал ли лед, оттаивал или нет. Это старый или новый лед, его выдавило со стороны Северного Ледовитого океана или нет.
Дмитрий использует специальную методику для описания льда и составления ледовых карт. Она была разработана еще в Советском Союзе в Росгидромете. Раньше ледовые карты составлялись так: сшивались аэрофотоснимки ледовых полей в одно большое полотно.
Дмитрий фиксирует лед на 200 метров вперед от судна и на столько же по правому и левому борту. В следующей экспедиции планируется установить на «Профессоре Молчанове» специальный радар, который будет фиксировать лед по маршруту следования судна.
На вопрос, почему сейчас нельзя ограничиться спутниковыми снимками, Дмитрий отвечает:
— По снимкам, которые есть у норвежцев, можно было увидеть, что лед есть на севере и северо-востоке, а мы встретили его на северо-западе. Более того, айсберги не видно на космических снимках. Если движется группа айсбергов, то на спутниковом снимке такое движение может быть интерпретировано как будто айсбергов большое количество, потому что они оставляют после себя следы на воде.
По приезде из экспедиции Дмитрий будет проводить валидацию — сопоставлять данные снимков со спутника с тем, что видел собственными глазами. Он использует базу данных спутника Sentinel 1. По снимкам также невозможно определить возраст льда и лед ли — это вообще. Например, разреженный лед на космическом снимке будет показан как вода.
По результатам проекта «Ice Operations» планируется разработать комплексную программно-аппаратную модель Баренцева моря, что в целом обеспечит природоохранный эффект, снизит риск разливов нефти, аварийных ситуаций и происшествий.
Источник: narfu.ru