МАФ-2019: Перспективы развития рынка труда и стандартов подготовки кадров для Арктики
В рамках V Международного Арктического Форума «Арктика — территория диалога» 10 апреля прошла сессия «Доступная Арктика: стандарты, безопасность, экологичность». На ней обсуждались ключевые потребности для развития Арктики с точки зрения основных направлений работы в регионе — разведка, добыча и транспортировка биоресурсов и полезных ископаемых, а также повышение безопасности и комфортности жизни и работы в условиях Арктики и Крайнего Севера. Модератором дискуссии выступил Алексей Владимирович Абрамов, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
В качестве эксперта в работе дискуссионной площадки приняла участие ректор САФУ Елена Кудряшова, её выступление было посвящено перспективам развития рынка труда и стандартов подготовки кадров для Арктического региона.
Общемировые тенденции рынка труда, такие как глобализация, развитие ИКТ, автоматизация, внедрение новых, в том числе зеленых технологий, не обойдут Арктику стороной. Специфика региона, связанная со сложными климатическими условиями, уязвимостью экосистем и географической удаленностью, постоянным проживанием коренных народов с уникальными культурами еще более усиливает эти тенденции. Поэтому актуальными становятся надпрофессиональные навыки у работников, занятых в АЗРФ. К ним относятся экологическое мышление, проектный менеджмент, системное мышление, работа в условиях неопределенности, программирование / робототехника / искусственный интеллект, межотраслевая коммуникация.
" По результатам мониторинга в сфере подготовки кадров и проведения научных исследований в интересах АЗРФ, который проводил САФУ по поручению Минобрнауки, и данным проекта «Атлас новых профессий», был выявлен ряд наиболее перспективных профессий для Арктического региона с учетом глобальных тенденций рынка труда, специфических тенденций в развитии Арктики и перспективных отраслей экономики. Среди них: специалист по строительству сооружений в условиях таяния вечной мерзлоты; по управлению транспортными потоками с учетом погодной, ледовой и айсберговой обстановки; по развитию системы комплексной безопасности арктического судоходства; разработке шельфовых месторождений в условиях Арктики; по подводной добыче и транспортировке углеводородного сырья; телемедицине; по морским беспилотным технологиям; полярный эколог", — отметила в выступлении Елена Кудряшова.
Также участникам дискуссии были представлены результаты работы членов Национального арктического научно-образовательного консорциума по вопросам подготовки кадров и научных исследований в интересах предприятий, работающих в АЗРФ. Участники сессии отметили, что новые кадровые потребности определяют и характер образования. Сложность и комплексность задач по развитию Арктики требуют разработки системы профессиональных квалификаций, профессиональных стандартов, в которых будет определены специфические компетенции, необходимые для работы в Арктике. Эта деятельность должна быть реализована в сотрудничестве с работодателями и учитывать их потребности. Образование должно иметь междисциплинарный характер с привлечением ресурсов разных организаций, т. е. формат сетевого обучения.
Источник: narfu.ru