«Мы стоим на пороге изменения «уклада жизни» белых медведей»
Экспертная комиссия по ЧС в поселке Белушья Губа вернулась в Архангельск. Интервью с ее представителем, замдиректора национального парка «Русская Арктика» по науке Иваном Мизиным
Марина Меньшикова, журналист: — Иван Андреевич, расскажите, какие цели ставила экспертная комиссия во время визита на Новую Землю?
Иван Мизин, замдиректора Национального парка «Русская Арктика» по науке:
— Первое — оценить ситуацию в районе поселка Белушья Губа, ту, которая привела к ЧС на Новой Земле. Мы должны были оценить существующие степень угрозы, состояние самих белых медведей, численность, половозрастной состав. Также задача ставилась осмотреть места временного накопления отходов с точки зрения, насколько они могут привлекать медведей и задерживать их у поселка. То есть оценить факторы, которые привлекают белого медведя к человеческому жилью. Кроме того, мы должны были понять, есть ли угрозы самим животным. У комиссии был широкий спектр полномочий.
М.М.: — Что вы делали на месте работы?
И.М.: — Приехав туда, мы приняли участие в установочном совещании у главы муниципального образования, где был разработан план работ на ближайшие дни. Мы начали с объезда территории на транспорте, провели учет белых медведей. Также оценили спутниковые снимки Баренцева моря с текущей ледовой обстановкой, подготовленные в научном отделе нацпарка «Русская Арктика». После этого мы ознакомились с действующей в поселке системой обнаружения белых медведей и на основании этого сделали выводы и предложения для муниципального образования городской округ «Новая Земля» и Росприроднадзора, которые по прибытию на большую землю, отправили в Москву отчетом.
М.М.: — Что вы смогли выяснить за время пребывания на территории?
И.М.: — Причиной необычно большого количества медведей вокруг, подчеркиваю — вокруг поселка в январе 2019 года, стало отсутствие льда со стороны Баренцева моря. То есть те животные, которые на зиму остались на острове, ходят и ищут пропитание. Дойдя до определенной точки и поняв, что льда нет, они стали искать пищу вокруг, здесь и находится поселок Белушья губа с населением в несколько тысяч человек, а рядом с ним складируются коммунальные отходы, в том числе и отходы пищевые. Животные задержались здесь и до того, как установился в Баренцевом море припайный лед, они питались на свалках. А поскольку свалка находится недалеко от поселка, часть животных, пошла в поселок — там же тоже есть небольшие места скопления отходов. Стоит отметить, что само наличие белого медведя в районе Белушья Губа вполне естественное явление — за десятилетия существования поселка и полигона люди к этому привыкли.
М.М.: — Медведи вели ли они себя агрессивно?
И.М.: — Нет, попыток нападения не было зафиксировано. Не только во время нашего там нахождения, а на протяжении этой зимы. Просто само по себе нахождение хищников на улицах поселка, где есть дети, женщины, где идет обычная нормальная жизнь людей, еще и в количестве нескольких особей, это опасно, конечно.
М.М.: — Получается, причина — отсутствие льда. Но на ледообразование в Баренцевом море человек не может повлиять, тогда, как он может как-то решить ситуацию с утилизацией отходов. Были ли выданы конкретные рекомендации для администрации от экспертов?
И.М.: — Этот поселок находится в ареале обитания белых медведей и невозможно избежать присутствия животных возле человека, они всегда тут были и будут. Также мы полагаем, что в следующие годы будет продолжаться тенденция сокращения льда и его более позднего образования в районе Баренцева моря. Эти неблагоприятые факторы, с которыми придется мириться и потому мы рекомендовали муниципалитету и военным создавать специальный медвежий патруль. В России есть ряд территорий, где такие службы успешно функционируют — в Ненецком Автономном Округе, например, на Чукотке, на Дальнем Востоке все слышали про группу «Тигр». Нужно создавать такие же условия в поселке Белушья Губа. Это должна быть полномочная служба, располагающая не только техническим средствами реагирования на любую ситуацию, но и состоящая из компетентных сотрудников. Безусловно, это не должен быть один человек, это должна быть именно служба, которая занимается предупреждением конфликтных ситуаций с белым медведем. Возможно, на нее можно возлагать и другие обязанности, ведь на Новой Земле обитают помимо белого медведя и другие виды краснокнижных животных, производится охота, соответственно, спектр занятий может быть широким. Но вот в эти опасные месяцы, когда медведи находятся в поселке в большем количестве, без наличия такой службы невозможно разрешить такую ситуацию ни сейчас, ни в перспективе особенно. Нужно сориентироваться самим жителям, самой администрации, кто возьмет на себя такую ответственность, в рамках какой структуры будет существовать эта организация.
М.М.: — То есть не подружиться с белым медведем, а научиться экологично —и для человека, и для животного — существовать на одной, по сути, территории?
И.М.: — Совершенно верно. Чтобы человек мог жить нормальной жизнью, вести свою хозяйственную деятельность, выполнять возложенные на него функции в полной мере — с одной стороны. И с другой, чтобы белый медведь, который, хочу напомнить, вид охраняемый, и судьба его не такая уж радужная — медведь находится под угрозой, особенно из-за климатических изменений, и прогноз на этот вид достаточно неблагоприятный на следующие 20 лет, чтобы медведь мог каким-то образом жить в естественных условиях в ареале своего обитания.
М.М.: — А как влияет на животных антропогенная деятельность человека в Арктике? Получается, что наличие свалок с пищей «расслабляет» медведя?
И.М.: — Вторая рекомендация экспертной комиссии для администрации поселка — это упорядочить своими силами и силами сторонних организаций систему накопления ТКО. В настоящее время отходы никуда не вывозятся. Эту ситуацию необходимо решать в предельно сжатые сроки, год-два. Существует два фактора, влияющих на экосистему сегодня. На медведя влияют климатические изменения и бесхозяйственность человека. Проще говоря, появился альтернативный вид легкой добычи для медведя — пищевые отходы на свалках. Если мы их не уберем, мы будем постоянно иметь какую-то группу животных, медведей, которые в дальнейшем даже бросят ходить на лед, им не нужно будет добывать пищи, им будет хватать еды здесь. А это плохо не только для человека, это губительно для белого медведя. Ведь здесь могут начаться заболевания, эти пища не характерна для него. То есть организм белого медведя будет работать по-другому, и в итоге мы получим популяцию больных, как в физическом, так и в психическом плане животных.
М.М.: — Стоит ли перед учеными парка сегодня задача создания единого свода правил поведения при встрече с белым медведем?
И.М.: — Во-первых, у нас самих уже есть правила, разработанные в парке еще в момент его создания. Это адаптация инструкции по поведению с белым медведем, которая была разработана в 1989 году Госкомприроды СССР Сегодня часть ее актуальна, часть уже устарела, так как изменился тип хозяйственной деятельности человека в Арктике. Даже виды отходов изменились за эти годы. Сегодня мы знаем, что новый такой документ разрабатывается в Министерстве природных ресурсов и экологии. Это будет свод общероссийских арктических правил по работе с белым медведем. Надо ждать выхода этого документа и тогда адаптировать его под локальные правила. Дело в том, что если мы возьмем в масштабе российской Арктики, сделать одни и те же типовые, универсальные для всех регионов правила, очень сложно. Медведь островной будет отличаться от медведя материкового, медведь восточного сектора Арктики будет отличаться от западного, и так далее. Как только мы получим универсальные типовые инструкции, каждый регион с учетом своего вида природопользования, будет разрабатывать свои рекомендации.
М.М.: — Иван Андреевич, сейчас в Арктике завершается полярная ночь. Медведицы скоро начнут выходить из берлог с медвежатами?
И.М.: — Через месяц уже будем ожидать выхода медведиц из берлог. Они будут неагрессивны, у них основная задача — забота о потомстве. Они будут уводить медвежат от человека. А основное занятие их будет поиск логова нерпы, основного источника питания для них. В тех местах, где нерпы достаточно, где берлога была выбрана медведицей хорошо, и при выходе она сразу попадает на кормовую базу, там будет все хорошо. В случае, если в каких-то местах нерпы не будет, либо медведица неопытная, молодая, не смогла найти нерпу, тогда она будет искать другой способ пропитания. Возможно, тогда она будет выходить к местам проживания людей. Весна в Белушьей Губе станет временем исчезновения медведей из поселка. Но, здесь есть существенное «но» — уйдут только те животные, которые хотят продолжать свою естественную жизнь. А те особи, которые решат, что им хватит и помойки, могут продолжать оставаться и никуда вообще не уйти.
М.М.: — Получается, мы все сейчас являемся свидетелями глобальных изменений в естественном поведении белого медведя?
И.М.: — На самом деле, мы можем делать предположения, что климатические изменения, влияющие на белого медведя, приведут к изменениям в его поведении. Как он приспосабливаться, будет ли он обитать на берегу, или уходить дальше со льдами и не возвращаться на берег в нашем регионе — покажет время. Могут изменяться размеры тела, физиологические параметры организма. Я думаю, в ближайшие 20 лет мы точно увидим изменения в жизни белого медведя, где-то он исчезнет, а где-то останется.
М.М.: — Иван Андреевич, а как поживают медведицы, на которых в 2018 году весной были одеты GPS-ошейники? Вы наблюдаете за их перемещениями?
И.М.: — Мы хотим повторить опыт прошлого года, который стал самым успешным в весеннем мечении медведей в «Русской Арктике». Тогда мы рассмотрели целый спектр задач — изучали, с одной стороны, взаимодействие медведя с человеком, с другой стороны — смогли проследить выход медведиц с потомством из берлог в естественной среде. В этом году продолжим эти исследования и также продолжим работу по мечению медведиц. Одна из меченных в прошлом году медведиц продолжает жить на острове Земля Александры, она активно передвигалась всю зиму, так как была с медвежатами. Вторая держится севернее ЗФИ, ходит по дрейфующим льдам, а остальные ушли на север архипелага и возможно залегали в берлоги, пережидая полярную ночь. Период весенних наблюдений и мечения животных на Земле Франца-Иосифа короткий — всего несколько недель, потом медведи уходят с островов на лед.
Пресс-служба национального парка «Русская Арктика»
Источник: www.arctic-info.ru