Новости

Первую разработку письменности для малого арктического народа энцев представят в декабре

Первую разработку письменности для малого арктического народа энцев представят в декабре

Этнокультурная группа, которая насчитывает около 300 человек, проживает в Красноярском крае.

Ученые планируют представить в декабре первые нормативно обоснованные документы по письменности для малого народа энцев, которые проживают в Красноярском крае. Ранее представители данной этнокультурной группы, которых насчитывается около 300 человек, имели только разговорную форму языка, сообщил в беседе с корреспондентом ТАСС руководитель проектов Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Александр Ветров.

«В данный момент проект „Энецкая письменность“, который реализуется совместно с Сибирским федеральным университетом и ПОРА, на третьей, финальной стадии. Сейчас идут согласования со всеми комитетами, которые занимаются изучением языков коренных малочисленных народов Севера. 15 декабря мы должны получать уже готовые предложения от нашей научной группы по разработанной энецкой письменности», — сказал он.

По словам спикера, проект был разбит на три этапа. «На первой стадии специалисты занимались научным обоснованием и формированием проекта. Вторым этапом стала экспедиция в село, где проживает наибольшее количество представителей данной национальности — в Потапово, где были собраны видеоматериалы и аудиозаписи рассказов на энском языке и их переводы», — пояснил Ветров.

Эксперт отметил, что ранее в СССР было исследование, которое выделило энцев как национальность, это произошло впервые в 20 веке. В переписи 2010 года количество представителей этой национальности было зафиксировано на уровне порядка 300 человек, так как они обозначали себя вместе с нганасанцами и ненцами, которые им близки в культурном и языковом плане.

«В советское время была разработана письменность, но не была нормативно утверждена. Да, был издан словарь, был разработан алфавит, да, были даже книги на энецком, но официального, юридического подтверждения письменности этого языка не было.

(Википедия: Самоназвание народа: эньчо, могади, пэбай. Название «энцы» предложено советским этнографом Г. Н. Прокофьевым в 1930-е годы и образовано им от «эннэчэ», что буквально означает человек. Тундровые энцы называли себя «сомату» — от нган. самату (первоначально обозначение энецкого рода Соэта); лесные энцы — «пэ-бай» (лесные Бай — от названия рода Бай), или по названию родов).

Особенности проекта

По словам заведующей кафедрой культурологии Сибирского федерального университета (СФУ) Натальи Копцевой, которая является куратором проекта, впервые исследованиями коренных малочисленных народов в Красноярском крае их команда занялась в 2010 году. «Тогда стало понятно, что основой этого исследования должны стать полевые работы, экспедиции к местам проживания КМНС в Красноярском крае. За это время мы побывали в местах компактного проживания ненцев, эвенков, селькупов, чулымцев, долган, нганасан и была большая мечта — попасть в места компактного проживания такого удивительного народа как энцы. Это небольшой народ, который начал выделять себя от других этнических групп, от ненцев и нганасан во второй половине 20 века», — сказала собеседник агентства.

По ее мнению, энцы показывают яркий пример возрастающего этнического самосознания народов Российской Федерации. Они проживают исключительно в Красноярском крае, в двух тундровых поселениях на правом берегу Енисея — в Потапово и Воронцово.

«Несмотря на то, что народ небольшой, они утверждают, что их язык значительно отличается от ненецкого, и в этих поселениях осуществляется целый ряд интереснейших проектов в области энецкой культуры, которые нам было очень интересно зафиксировать. Поэтому нами был предложен проект энецкой письменности, так как они практически единственный таймырский северный народ, который не имеет юридически зафиксированной письменности, но все предпосылки для этого есть», — сказала лингвокультуролог.

Наталья Копцева отметила, что на данный момент уже готовы исследования специалистов о том, какими кириллическими буквами можно необычные звуки данного языка зафиксировать. «С помощью гранта ПОРА мы осуществили поездку в Потапово, через Дудинку на двух самолетах, теплоходах, лодках в тундру, наши исследователи-полевики туда добрались, чтобы собрать наиболее актуальные вещи, связанные энецким языком — делали аудиозаписи, видеозаписи, текстовые заметки. <...> В начале ноября у нас прошло первое заседание Комитета по созданию энецкого языка, мы достигли согласия, рассмотрели первые образцы письменности, и с помощью общих действий — к началу декабря создадим итоговый меморандум», — пояснила эксперт.

По ее словам, естественное затухание языков, которое наблюдается у некочующих коренных малочисленных народов, остановить вряд ли получится, единственная технология — это создать моноязычную языковую среду проживания, но этим процессом нельзя управлять, так как люди мигрируют свободно, переезжают с места на место. В таких моноэтничных поселках ситуация с языками также отличается от поселков, где среди населения преобладают русскоязычные люди. В смешанных поселках распространяется язык «улицы» и «среды», а это в большей степени русский язык. В моноэтничных поселках через влияние семьи, традиций, школы и культурных учреждений язык коренных народов имеет более устойчивую базу для естественного развития.

На данный момент в крае есть моноэтничные поселки долган, эвенков, ненцев, селькупов, нганасан, энцев, чулымцев, кетов. Более десяти таких поселков у долган и эвенков, девять поселков ненцев, два поселка селькупов, два поселка нганасан, два поселка энцев, два поселения чулымцев. Здесь доля коренного населения составлять от 70 до 100%. Есть поселки, где живут разные коренные народы (например, эвенки, кето и ненцы), но без преобладания русскоязычного населения.

ТАСС

Источник: arctic-info.ru