Новости

Комитет Госдумы по делам национальностей внесет ряд последних поправок в Закон о гарантиях прав КМНС

Комитет Госдумы по делам национальностей внесет ряд последних поправок в Закон о гарантиях прав КМНС

Чтобы можно было начать составлять реестр представителей коренных народов.

15 ноября в Государственной думе РФ пройдет рабочая встреча парламентариев с экспертами и руководством Федерального агентства по делам национальностей. Темой встречи станет ожидаемый коренными народами реестр КМНС.

В преддверии рабочей встречи, с нами поделился ожиданиями, один из ее организаторов — заместитель Комитета ГД по делам национальностей Григорий Ледков: «Эта встреча будет очень важной — наконец-то, все серьезные эксперты, мнение которых действительно важно для принятия поправок в закон, согласны с необходимостью создания реестра КМНС. Во вторник прошло заседание экспертного совета Ассоциации КМНСС и ДВ, а также прислали свои комментарии наши постоянные эксперты, работающие удаленно. Есть порядка десяти важных добавлений и исправлений, при внесении которых, реестр станет работающим механизмом для обеспечения гарантий КМНС. Даже самые пессимистически настроенные из наших экспертов назвали условия, при которых поправки для КМНС отлично заработают. Например, этнолог МГУ Ольга Мурашко, которая год назад говорила о том, что реестр противоречит Конституции РФ, сегодня уже назвала правки, при которых реестр возможен. Мы это считаем признанием из уст одного из самых уважаемых экспертов. Важно и то, что мы победили многочисленных болтунов, которые используют любые сложности в жизни КМНС для раздувания своей значимости. Они больше года вставляли палки в колеса законопроекту, но теперь уже помалкивают».

Так как вопрос реестра активно обсуждается в среде КМНС и экспертов, мы приводим мнения ряда экспертов полностью:

Елена Балдеску, эксперт по устойчивому развитию территорий, к.э.н.: «Я считаю недоработанными требования к предоставляемым КМНС при внесении в реестр документам. Нам необходимо добиться, чтобы человек, являющийся потомком конкретного рода и ведущий традиционный образ жизни на конкретной родовой территории был включен в реестр. А в нынешнем проекте наоборот — требуется представление документов, которых может и не оказаться у тундровика, но их отсутствие никак не меняет его статус. Как раз, при составлении реестра и будет выясняться, у кого из представителей КМНС все еще не получен на руки СНИЛС или ИНН. И при следующем контакте с госорганами можно ему их выдать. А из нынешнего текста проекта наши чиновники на местах могут сделать вывод, что при отсутствии всего пакета документов — человека в реестр можно „не пущать“. И снова закон спровоцирует напряженность, и снова полуграмотные тундровики или лесные люди будут маяться в приемных, не понимая чего от них хотят. Реестр создается для того, чтобы раз и навсегда составить список получателей определенных госгарантий, а не список лиц, у которых документы в порядке. Человек должен доказывать свое право быть включенным в реестр не перед инородцем, а в присутствии переписчиков, принадлежащих к числу его собственного коренного малочисленного народа, и это требование должно быть закреплено законом, если мы не хотим путаницы и напряженности».

Сергей Сизоненко, эксперт по муниципальному нормотворчеству, вице-спикер Таймырской думы, зампред Делового совета АКМНССиДВ: «Насколько я понимаю, автор законопроекта не учел важную деталь каждой переписи или составления реестра. Перепись 1710 года в Сибири была довольно успешной, так как запись велась не с личных слов каждого жителя страны, а со слов глав хозяйств, семей, родов. Из того текста, который лежит передо мной неясно, как вносятся в реестр существующие, но отсутствующие в месте заполнения формуляра люди. Дети, студенты, семьи, откочевавшие дальше обычного, отбывающие наказание и отсутствующие по другим причинам. В законе, мне кажется, должен быть прописан четкий механизм включения достоверно существующих, но не имеющих возможности лично подписать форму представителей КМНС.»

Денис Лашин, эксперт по защите прав предпринимателей, руководитель региональной общественной организации, Мурманск: «Я считаю, что сегодня мы говорим о „Реестре представителей коренных малочисленных народов и членов их семей“. Вот это важное дополнение коренным образом меняет взгляд на документ чиновников и юристов. В моем регионе на небольшом пространстве проживают представители девяти коренных народов. У них есть жены, мужья, которые могут принадлежать к другим этническим группам. Считаю, что само название реестра должно включать в себя компонент, указывающий на членов семей».

Андрей Иванов, эксперт по взаимодействию КМНС с предприятиями нефтегазовой отрасли, исполнительный директор общественной организации «Зеленая Арктика»: «Многие говорят, что можно не создавать реестр, а вернуть в паспорта графу «Национальность» — пусть даже по желанию гражданина. Об этом в своем исследовании писали специалисты Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, но все мы понимаем, что новое изменение законодательства о паспорте дело крайне неторопливое, а коренные народы не могут ждать. Поэтому закон о реестре КМНС необходимо принять срочно. Должен существовать перечень всех КМНС, пользующихся гарантиями государства на определенных территориях. К этому перечню смогут аппелировать все стороны всех возникающих конфликтов, которые сейчас вспыхивают ежедневно по всему Северу и Востоку страны.

Нужен закон о реестре и сам реестр. Я внимательно ознакомился с текстом законопроекта и предлагаю добавить целый ряд поясняющих моментов, чтобы избежать вольного толкования закона. С точки зрения будущего правоприменения нужно внести:

— подробно, внятно и четко разъяснить в законе что должно считаться «местами традиционного проживания», «традиционной хозяйственной деятельностью малочисленных народов», иначе мы оставляем это на усмотрение районных судов или правоохранителей и снова подвергаем КМНС необходимости доказывать свои права на гарантии, хотя для этого и создается реестр.

— в законе должна быть разъяснено, что «традиционным образом жизни» является не, например, добывание огня с помощью трения, а четко сформулировано, что в хозяйственной и бытовой деятельности могут использоваться все необходимые для комфортного проживания технологии. Возможно, в этом законе должна быть дублирована формулировка из 82-ФЗ, к которой регулярно прибегают в практике: «Традиционный образ жизни малочисленных народов — исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований», но при этом не отрицающий возможности применения современных технологий в осуществлении традиционных видов хозяйственной деятельности.

— в законе должно быть четко прописано включение в реестр членов семей КМНС, не являющихся КМНС по рождению. Жены, мужья, несовершеннолетние родные и усыновленные дети должны быть внесены в реестр вне зависимости от национальности. А уменьшить количество различных злоупотреблений этим должна еще одна поправка — следующая, то о чем говорил недавно президенту России Григорий Петрович Ледков.

— в данном проекте закона вообще не прописано участие КМНС в разработке норм реестра и в составлении реестра. Думаю, по аналогии со всероссийскими переписями, уполномоченный орган должен формировать группы переписчиков из числа КМНС каждой ТТП (территории традиционного природопользования) для того, чтобы первичные списки реестра составили сами представители каждого народа. А все нормативные документы реестра должны приниматься лишь после официального согласования с АКМНССиДВ«.

Ледков Г.П.: «Уважаемые коллеги. Ряд экспертов выслали свои заключения в письменном виде. Мы их включим в документы завтрашней рабочей встречи с ФАДН. От себя хотел бы добавить, что законопроект, о котором мы с вами сегодня говорим, придется доработать с учетом всех разумных замечаний очень быстро. Так как каждый новый день приносит новые ситуации, в которых несут потери традиционные хозяйства и сами коренные жители. Будущий реестр должен решить несколько задач. И в первую очередь он должен обеспечить особый статус коренных в глазах представителей любых надзорных органов. Важно, чтобы любой представитель КМНС мог заниматься привычной деятельностью на своих родовых территориях, и никто не мог при этом обвинить его в браконьерстве или незаконном предпринимательстве».

Источник: arctic-info.ru