Новости

Поморский коч построят в 2025–2026 годах в Архангельске и отправятся на нём в эпохальную экспедицию по Северному морскому пути в Тихий океан

Товарищество поморского судостроения и Клуб «Морские практики» при поддержке группы компаний «Мангазея» объявили о продолжении проекта «Мангазейский морской ход».

Поморский коч построят в 2025–2026 годах в Архангельске и отправятся на нём в эпохальную экспедицию по Северному морскому пути в Тихий океан

Фото Товарищества поморского судостроения из первой экспедиции — на карбасе. Источник: vk.com/pomor_schooner

Товарищество поморского судостроения — сообщество энтузиастов воссоздания морских традиций деревянного судостроения в Архангельске и объединение яхтсменов и путешественников под парусом — объявило о продолжении своего проекта «Мангазейский морской ход». В 2024 году команда Товарищества на собственноручно построенном карбасе, традиционной поморской лодке с парусом, прошла старинным торговым маршрутом из Архангельска в историческую и легендарную Мангазею — первый заполярный город Сибири (GoArctic много писал об этом). Непростой эксперимент подтвердил историческую достоверность пути русских первопроходцев XVI–XVII веков, показал, что древние технологии судостроения вполне жизнеспособны, и потребовал масштабного продолжения. Теперь Товарищество задумало построить поморский коч и на нём пройти по крупнейшим сибирским рекам, по Северному морскому пути, финишировав во Владивостоке. Общая протяжённость маршрута новой экспедиции — более 12 000 километров, сообщили в Товариществе.

Поморский коч построят в 2025–2026 годах в Архангельске и отправятся на нём в эпохальную экспедицию по Северному морскому пути в Тихий океан

Фото Товарищества поморского судостроения из первой экспедиции — на карбасе. Источник: vk.com/pomor_schooner

Очередная экспедиция, которую можно назвать эпохальной, рассчитана на 5 лет и разделена на два этапа. Как рассказали в Товариществе поморского судостроения, активный руководитель которого — яхтенный капитан, член Русского географического общества Евгений Шкаруба, — сначала, в 2025–2026 годах, в Архангельске будет построен поморский коч. Это морское парусно-гребное судно поморов и сибирских промышленников, сыгравшее решающую роль в освоении Арктики и Сибири. Естественно, коч деревянный и будет строиться с соблюдением всех традиций. Длина его — 16–24 м, ширина — 5–8 м.

А на 2026–2029 годы запланирован второй этап, собственно экспедиция — масштабный трёхлетний поход по Северному морскому пути с прохождением крупнейших сибирских рек: Оби, Енисея и Лены. Затем участники думают обогнуть на коче мыс Дежнева и выйти в Тихий океан, финишировав во Владивостоке спустя 12 000 километров.

В 2023 году проект «Мангазейский морской ход» был поддержан Президентским фондом культурных инициатив и Благотворительным фондом Владимира Потанина. Продолжение проекта стало возможным благодаря участию группы компаний «Мангазея».

Новая миссия Товарищества, по его же словам, уже не просто экспедиция, а «уникальный историко-навигационный эксперимент». Главная цель — воссоздать традиционные поморские методы судостроения и мореплавания, которые позволили русским первопроходцам наладить судоходство в Арктике. Как русские мореходы смогли одолеть полярные воды и льды на деревянных судах без современных навигационных приборов? Ответ на этот вопрос станет предметом исследования по ходу эксперимента.

Кроме того, как и в первой экспедиции, Товарищество планирует по пути проводить мероприятия большой образовательной программы: открытые лекции и встречи с жителями городов, через которые пройдёт маршрут; конференции по истории судостроения и краеведению; передвижные выставки в регионах России, а также итоговую экспозицию в Москве. К проекту будут привлечены не только мореплаватели, но и историки, археологи, журналисты и художники.

Поморский коч построят в 2025–2026 годах в Архангельске и отправятся на нём в эпохальную экспедицию по Северному морскому пути в Тихий океан

Фото Товарищества поморского судостроения из первой экспедиции — на карбасе. Источник: vk.com/pomor_schooner

Мангазея

Легендарный город Мангазея, первый русский заполярный город в Сибири — один из крупнейших в XVII веке центров торговли пушниной, добытой и собранной в качестве ясака. Мангазея основана в 1601 году русскими колонистами на реке Таз — сейчас это северная территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО — Ямала). После царского запрета в 1619 году вывозить пушнину морским путём город постепенно пришёл в упадок и исчез к концу XVII века. Но пока существовал — был конечным пунктом Мангазейского морского хода, торгового пути, проложенного поморами в Мангазею из Архангельска — центра зарубежной торговли того времени.

Энтузиасты Товарищества поморского судостроения, авторы проекта «Мангазейский морской ход», сделали город-фантом вдохновенным символом стремления к новым открытиям, преодоления трудностей и приверженности традициям. Но отличие «художественной» Мангазеи от реальной — то, что не добыча пушнины, не завоевание коренных народов и не жажда сбора ясака гонит современных образованных людей в северные воды и многолетние дальние походы, а — действительно вдохновение, романтика и страсть преодоления непреодолимого.

Так что, как говорят сами организаторы проекта, — «экспедиция „Мангазейский морской ход“ обещает стать одним из самых значимых исторических экспериментов последних лет, объединяя науку, наследие прошлого и дух первооткрывателей».

Анна Щетинина

goarctic.ru