Новости

Атом, Арктика, Диалог

Атом, Арктика, Диалог

Мореходы, полярники, экологи и депутаты cверили курс с национальным оператором СевМорПути. Программный материал из «Российской газеты».

В этом заголовке нет ошибки: все три слова написаны с заглавной буквы сознательно. Только так, без технократического апломба и ложного пафоса с национальной окраской, можно вести речь о расширении человеческого присутствия в Арктике, совместном использовании ее ресурсов, развитии Северного морского пути и создании для этого береговой инфраструктуры.

Хочется верить, что с такой или примерно такой внутренней установкой, если хотите, максимой-императивом, вернулись к текущим делам и заботам участники регионального форума-диалога «Сотрудничество для устойчивого развития Арктики», который состоялся на минувшей неделе в Мурманске.

Встречи в таком формате — с участием власти, бизнеса, авторитетных экспертов и активистов-экологов — проводятся под эгидой Общественного совета госкорпорации «Росатом» в разных регионах страны, и всякий раз по актуальному поводу. Нынешнюю, уже одиннадцатую по счету, было решено собрать в столице Заполярья, где базируется наш атомный ледокольный флот, и приурочить к Дню работника атомной промышленности.

Чтобы тем самым подчеркнуть: к новым полномочиям инфраструктурного оператора Севморпути, которыми правительство наделяет «Росатом», в руководстве госкорпорации и ее профильных структурах подходят с высокой ответственностью. И с первых дней готовы работать в контакте с коллегами из минтранса, минприроды, минобороны, Росгидромета, других федеральных ведомств, местными властями, научно-исследовательскими учреждениями, крупным бизнесом и организациями гражданского общества.

Иными словами, со всеми, кто профессионально и непредвзято погружен в эту тему. Несет перед государством и людьми ответственность за какое-то важное направление или участок работы. Обеспечивает навигацию в арктических морях и на СевМорПути, авиасообщение, связь и сам факт нашего присутствия в Арктике. Кто видит здесь приложение своим знаниям, умению и средствам — сегодня или в ближайшем будущем.

И с теми, разумеется, кто здесь уже живет, работает, учится, несет военную службу, учит детей, заботится о здоровье и благополучии северян.

Приходим с воды

Глава городского округа Певек Николай Леванов, когда представлял собравшимся самый северный в России (и, как выясняется, на планете) город-порт и место, где уже в будущем году должна заработать первая в мире плавучая АТЭС — атомная теплоэлектростанция, высказался в том смысле, что блага цивилизации в их краю приходят главным образом с воды.

Когда-то, по данным Леванова, в Певеке было 17 тысяч населения, а вместе с районом — 32. Сейчас чуть больше пяти тысяч на весь округ. А территория в два-три раза больше многих областей в европейской части России. С 27 ноября по 16 января здесь совсем не видят солнечного света: почти два месяца властвует полярная ночь. Зато с середины мая и до конца июля cолнце светит круглые сутки. Если, конечно, нет облаков...

— В нашем городе, — зашел глава с неожиданной стороны, — никогда не было тротуаров. И женщины очень страдали, что не могут пройтись на шпильках. А сейчас мы активно используем в дорожном строительстве, в благоустройстве улиц и дворов монолитный бетон. Теперь и наши дети могут на роликах покататься...

А еще, признался Николай Леванов, началась капитальная реконструкция городских теплосетей — практически 100-процентная их замена. Это напрямую связано с предстоящим вводом в строй ПАТЭС «Академик Ломоносов». Она ведь должна не только электричество вырабатывать, но и обеспечивать город теплом. Так вот «Росэнергоатом» как заказчик станции и ее оператор рассудил по-хозяйски: надо вложиться и построить в городе современные теплосети, по замкнутой схеме — чтобы не провоцировать сбросов в открытую гидросеть и не отапливать тундру.

Пусть льды и вечная мерзлота живут своей жизнью, а люди и умные машины — своей.

С появлением в Певеке нового источника света и тепла связывают и другие ожидания. Ведь два реактора «Академика Ломоносова» смогут вырабатывать до 70 мегаватт электроэнергии и 300 МВт тепловой — этого хватит для города с населением 200 тысяч человек. Помимо самого Певека электричеством с ПАТЭС будут пользоваться на рудниках, приисках и производственных площадках в Чаунском и соседнем Билибинском районах Чукотки.

80 миллионов тонн может составить грузопоток в Арктике к 2024 году

Для этого, рассказал заместитель генерального директора концерна «Росэнергоатом», руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Виталий Трутнев, уже сейчас реконструируются действующие, а где необходимо, прокладываются новые ЛЭП, строятся электроподстанции. А кроме того, плавучий энергоблок может использоваться в качестве опреснителя — он способен ежедневно вырабатывать до 240 тысяч кубометров воды.

Для Певека и подобных мест это в любой момент может быть востребовано. Сейчас, по словам того же Николая Леванова, в городе пользуются талой водой, а до этого «пять лет жили на опресненной».

Сергей Жаворонкин из Мурманска, профессионал с большим стажем в вопросах радиологии, промышленной безопасности и гигиены труда, давний член Общественного совета «Росатома», призвал коллег дополнить тезис «Приходим в Арктику с воды» обязательным условием: приходим с головой. То есть следуем закону и здравому смыслу. И поступаем по совести, а не прикрываем собственное невежество или чье-то самоуправство и свое соглашательство фиговыми листками ведомственных инструкций.

Социолог, доцент Сибирского федерального университета Дмитрий Труфанов из Красноярска пошел дальше — предложил вместе с головой включать и сердце. Потому что Арктика — очень ранимый во всех смыслах регион. Директор Российского представительства Всемирного фонда дикой природы (WWF России) Игорь Честин проиллюстрировал это на экране. Даже при сильном увеличении составленной им карты не хватает места, чтобы указать и перечислить все уже созданные в Арктике и на Арктическом побережье, вдоль трассы Севморпути, особо охраняемые территории — заповедники, заказники, природные парки, а также места и ареалы постоянного обитания, сезонных миграций, перелетов, гнездования, нагула, деторождения зверей, птиц, морских млекопитающих...

Не надо думать, что Арктика — это большие незаселенные пространства. Тут повсюду своя жизнь. И здесь, в высоких широтах, не просто кухня мировой погоды в прямом и переносном смыслах. В Арктике, с высокой долей вероятности, — будущее нашей планеты и судьба человеческой цивилизации.

Голову включаем

Проводимый с 2014 года форум-диалог стал востребованным форматом взаимодействия между специалистами атомной отрасли и представителями общественности. В этот раз в Мурманске собрались более 300 экспертов, представителей федеральных и местных органов власти, российских и зарубежных экологических организаций. В рамках пленарной дискуссии «Арктика: развитие, экология, ответственность» были обнажены ключевые проблемы и ожидания от масштабной программы, которая намечена к реализации.

Заместитель главы «Росатома» Вячеслав Рукша, он же руководитель формируемой сейчас дирекции Северного морского пути, напомнил, что нынешним летом Госдума приняла в первом чтении законопроект, определяющий полномочия в сфере развития и функционирования СевМорПути и прилегающих территорий. Предлагается на основании закона сосредоточить в ведении одного инфраструктурного оператора — им определена госкорпорация «Росатом» — ряд ключевых компетенций, в том числе в сфере судоходства, безопасности мореплавания, развития портовой и энергетической инфраструктуры на трассах СевМорПути и прилегающих территориях, а также в области обеспечения необходимых при этом сервисов.

Тем же законопроектом предусмотрено, что полномочия по нормативно-правовому регулированию судоходства в Арктике, выполнение международных обязательств Российской Федерации, контрольно-надзорные функции, в том числе утверждение стандартов и требований, связанных с безопасностью мореплавания, и другие осуществляет Минтранс России.

В Певеке никогда не было тротуаров. А теперь женщины могут туфли надеть, дети — на роликах покататься

Как сообщил Вячеслав Рукша, уже в первом квартале 2019 года «Росатом» может предложить план развития инфраструктуры Северного морского пути в целом. Исходным толчком для работы в этом направлении стало поручение Совета безопасности от декабря 2017 года — дать свое видение, каким ожидается в ближайшие 5-10 лет развитие грузопотока в Арктике и какая инфраструктура, флот, кооперация здесь потребуются.

— В основном это добыча природных ресурсов, их вывоз, что важно для решения внутренних задач, и поставки на внешние рынки — прежде всего Азиатско-Тихоокеанского региона, — констатировал Вячеслав Рукша на пленарном заседании форум-диалога.

По его данным, к 2024 году грузопоток в Арктике может вырасти до 80 миллионов тонн. Чтобы с этим справиться, необходимы мощные суда и арктический ледокольный флот.

— Это такая работа, где цель общая, а задачи у каждого свои. Нормотворчество, стандарты — все остается за минтрансом и его структурами, — разделил сферы ответственности руководитель дирекции Севморпути. — Наша вахта — создание своеобразной «ледовой дороги», которая позволяла бы даже в самых тяжелых условиях развивать проекты арктической зоны.

Ранее сообщалось, что на создаваемую в структуре «Росатома» дирекцию Севморпути будут возложены следующие функции: реализация государственной политики и стратегия развития СМП; взаимодействие с регионами и органами власти; управление проектами развития; целеполагание и контроль достижения ключевых показателей деятельности предприятий; реализация государственных функций и услуг. В ведении дирекции также останутся управление атомным ледокольным флотом, содержание и поддержание существующей инфраструктуры.

Открытый диалог с экологами стал нормой в «Росатоме». В этот раз активистам норвежского объединения «Беллона» дали возможность рассмотреть изнутри плавучий энергоблок «Академик Ломоносов». Оказавшись внутри, гости из Норвегии получили подтверждение, что в один из двух реакторов ПЭБ ядерное топливо уже загружено и начаты подготовительные процедуры к такой же операции на втором. А затем, побывав в машинном отделении, на центральном пульте управления, в каютах, на мостике и вертолетной палубе, смогли увидеть, как это уже работает, и понять, как должно функционировать в составе плавучей атомной теплоэлектростанции в Певеке.

Честь и традиции храним

Двухдневная программа форума-диалога в Мурманске вобрала в себя мероприятия разного формата, включая технический тур на судоремонтный завод «Нерпа» и производство по выгрузке отработанного ядерного топлива из хранилища ПТБ «Лепсе», а также посещение атомного ледокола «50 лет Победы» и плавучего энергоблока ПАТЭС «Академик Ломоносов». В те же дни с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и депутатов заксобраний были проведены парламентские слушания «Обеспечение государственных интересов Российской Федерации и развитие международного сотрудничества в Арктике».

А завершающим информационным аккордом стало заседание Арктического клуба, который совместно подготовили и провели в рамках мурманского форума Союз журналистов России и госкорпорация «Росатом». В работе приняли участие губернатор Мурманской области Марина Ковтун, известный в прошлом дипломат, а ныне член Совета Федерации Сергей Кисляк, руководитель дирекции строящейся плавучей атомной электростанции Концерна «Росэнергоатом» Виталий Трутнев, епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков.

Модераторам на этом заседании стал председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев, а главной темой — взаимодействие медиасообщества, общественности и власти при освоении Арктики. В прямом диалоге с законодателями и журналистами Вячеслав Рукша рассказал, в частности, о программе и сроках ввода в строй новых ледоколов. По его словам, чтобы обеспечить безопасность мореплавания по Севморпути и круглогодичную навигацию в восточном секторе Арктики, необходимо построить три ледокола на сжиженном природном газе, атомоходы ЛК-60 (первые три уже строятся на Балтийском заводе) и три мощнейших ледокола «Лидер», способных преодолевать льды толщиной в два человеческих роста. Как уже сообщала «РГ», в начале сентября вице-премьер Юрий Борисов объявил, что новые атомоходы проекта 10510 «Лидер» будет строить ССК «Звезда» в Приморье (город Большой Камень рядом с Владивостоком).

Пусть льды и вечная мерзлота живут своей жизнью, а люди и умные машины — своей

На вопрос о том, почему именно «Росатом» решено наделить функциями оператора Севморпути, Вячеслав Рукша ответил ожидаемо, как профессионал в своей области: «Тут формируется особая транспортная система. Должны быть и соответствующие мощные суда, и арктический ледокольный флот. Все это требует координации — как технологической, так и просто диспетчеризации».

А момент стратегический, с учетом интересов и возможностей государства, отразил два дня спустя Сергей Кириенко — как первый заместитель руководителя администрации президента России и председатель Наблюдательного совета ГК «Росатом».

«Атомщики — это особая гордость нашей страны. Вы решаете стратегические задачи, связанные с укреплением обороноспособности государства и обеспечением энергетической безопасности», — отметил он в поздравлении к Дню работника атомной промышленности и связал это с новой масштабной задачей в отношении СевМорПути. «То, что „Росатому“ и дальше будет принадлежать ключевая роль в развитии этого региона, доказывает, что государство высоко оценивает результаты нашей работы в Арктике», — заключил Сергей Кириенко.

Прямая речь

Евгений Никора, заместитель губернатора Мурманской области:

— Мурманская область сотрудничает с «Росатомом» давно и эффективно. Госкорпорация на территории нашей области представлена четырьмя направлениями деятельности: электрогенерация — Кольская АЭС, работа в Арктике — «Атомфлот», гарантирующий поставщик электроэнергии в Мурманской области — «Атомэнергосбыт» и утилизация радиоактивных отходов — «СевРАО». Кроме того, мы сейчас обсуждаем еще ряд проектов, связанных с разработкой горнорудной базы в Мурманской области и работой «РосРАО» в качестве единого федерального оператора по отходам 1-го и 2-го классов опасности.

Владимир Соловьев, председатель Союза журналистов России:

— В Союзе журналистов считают, что пока материалов об Арктике, Северном морском пути, жизни людей на Крайнем Севере недостаточно. Поток их должен вырасти многократно. Поэтому и создан Арктический клуб. Мы будем это развивать, будем создавать сайт, наполнять его, будем проводить такие встречи и форумы. По сути, мы хотим сделать такой информационный портал, куда наши коллеги могли бы присылать информацию об Арктике и откуда другие могли бы такую информацию черпать. Причем не только коллеги, но и властные структуры.

Нильс Бёмер, генеральный менеджер Международного экологического объединения «Беллона» (Норвегия):

— «Росатом» сдержал обещание, которое было дано в мае 2018 года, когда плавучий атомный энергоблок «Академик Ломоносов» буксировали в Мурманск вдоль побережья Норвегии. Тогда было разрешено подойти и рассмотреть его с воды. Но только снаружи. Как нам объяснили, внутрь попасть было нельзя по соображениям безопасности, которая должна обеспечиваться при морской транспортировке.

А теперь мы смогли побывать не только на палубе и внутри нового для «Росатома» объекта, но и увидели практические результаты нашего взаимодействия в другом проекте, который долгое время оставался проблемным. Это плавбаза «Лепсе» с облученным ядерным топливом, которое осталось еще с советских времен. «Лепсе» была предметом серьезного беспокойства не только жителей Мурманска, но и у нас в Норвегии. Теперь объект переведен в контролируемое состояние, а ядерное топливо начинают выгружать. Открытость, которую демонстрирует в таких делах «Росатом», мы приветствуем.

Тем временем

Межведомственный центр по обеспечению судоходства на Северном морском пути предлагается создать как только будет принят закон о национальном операторе СМП. Об этом сообщил на форуме в Мурманске Николай Монько, и.о. директора ФГКУ «Администрация Северного морского пути» (образована в форме государственного казенного учреждения в марте 2013 года и продолжает действовать).

«Для обеспечения безопасности перевозок предлагается создать межведомственный центр по обеспечению судоходства на Северном морском пути», — сказал Монько. По его словам, в состав центра должны входить представители операторов ледокольного флота, специалисты в области навигационно-географического обеспечения, капитаны морских портов СМП, представители поисково-спасательных служб, научно-оперативная группа института Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург), представители лоцманских организаций и основные грузоотправители.

«Основной задачей такого центра должен стать контроль за плаванием судов в акватории СМП, — пояснил журналистам Николай Монько. — Однако создание такой структуры целесообразно только после принятия закона об операторе Севморпути».

Источник: arctic-info.ru