Новости

Выставка-экспозиция «Живущие на Севере»

На выставке представлены книжные издания и коллекционные куклы в стилизованных национальных костюмах, раскрывающие самобытность коренных народов Севера и Арктики.

Куклы, представленные на выставке

Выставка-экспозиция «Живущие на Севере»Кукла в хантыйском праздничном костюме

Ханты — коренной малочисленный финно-угорский народ, традиционными промыслами которого являются рыболовство, охота и оленеводство.

Численность: чуть более 30 тыс. человек

Места проживания: север Западной Сибири, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Женщины-хантыйки носили платья, суконные или хлопчато-бумажные халаты (шешкан-сах), украшенные аппликацией на манжетах, подоле и полах. Эти халаты надевались поверх платья и обычно имели красный, зеленый, желтый или голубой цвет. На голове — цветастый платок с бахромой. Хантыйки также носили ложные косы, вплетаемые в их собственные, надевали кольца и серьги, а на шее носили бусы или украшения из бисера. Традиционная женская обувь хантов носит название черки. Одежду и обувь украшали аппликацией, мозаикой из меха, или сукна, металлическими бляшками и бисером.

Выставка-экспозиция «Живущие на Севере»Кукла в эвенкийском зимнем костюме

Эвенки — один из сорока малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Эвенки занимались охотой и рыболовством. Охотились они при помощи оленей и собак на мясных и пушных зверей.

Численность: около 40 тыс. человек

Места проживания: Север, Сибирь, Дальний Восток

Одежда эвенков — легкая, удобная и красивая. Зимние наряды этот народ шил из шкур, а летние из замши (позднее — из сукна). Мужской и женский наряды отличались по внешнему виду. Традиционный костюм состоит из кафтана (парки) на завязках, поддевавшегося под него нагрудника, коротких штанов, ноговиц (гетр, закрывающих голень и колено), а также головного убора. Костюмы искусно украшали бисером, металлическими подвесками, вышивкой, бахромой и мехом разных цветов.

Выставка-экспозиция «Живущие на Севере»Кукла в ненецком женском костюме

Ненцы — один из коренных малочисленных народов Севера. Освоив бескрайние просторы тундры, лесотундры и северной тайги, которые простираются от Печоры до Енисея, ненцы прекрасно приспособились к этим суровым местам. Представителей данного народа принято делить на две группы: тундровые ненцы — кочевые (около 90%) и лесные ненцы — оседлые (не более 10%). Этот народ создал уникальный тип хозяйства, в котором сочетались оленеводство, охота и рыболовство.

Численность: около 45 тыс. человек

Места проживания: Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, Приморский, Мезенский и Лешуконский районы Архангельской области, Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края, Березовский, Нижневартовский, Сургутский, и Белоярский районы Ханты-Мансийского автономного округа, северные районы Республики Коми.

Ненецкий костюм сформировался в условиях сурового климата Заполярья. Их одежда была так удобна и тепла, что сохранилась в своих традиционных формах по сей день. Женский комплекс ненецкой одежды состоит из малицы — верхней меховой одежды с капюшоном и пришитыми к рукавам варежками, паницы (ягушки) — распашной одежды, пимов — обуви из шкур оленя с высоким голенищем, длинного пояса из овечьей шерсти, чижей — высоких меховых чулок, а также шапки. В качестве материалов используются шкуры оленя, бобра, лисы, белки, песца и собаки. Украшаются изделия аппликациями из цветной материи, кусочками белого и темного оленьего меха, бисером, цепочками, медными бляшками, полыми металлическими трубочками. В старину обязательным элементом женского наряда были накосники — два жгута из сукна или шерстяной пряжи. Их украшали, вплетали в собственные волосы и оставляли свисать за спиной.

Выставка-экспозиция «Живущие на Севере»Кукла в якутском женском костюме

Якуты — тюркский народ, самый крупный из коренных народов Сибири в границах России. Сами якуты называют себя Саха. История якутов началась в XI–XIII веке, когда группа тюркоязычных скотоводов под влиянием монгольской экспансии двинулась из Алтайского или Байкальского регионов к бассейну реки Лена. Далее мигранты смешались с коренным населением бассейна реки Лена, образовав народность якутов.

Численность: около 480 тыс. человек

Места проживания: Республика Якутия

Якутки носили шубы оноолох или бууктах. Их украшали меховыми или тканевыми аппликациями, вышивкой бисером, серебряным или шелковым поясом. Вместе с шубой надевали шапку дьабака из меха бобра или соболя, закрывавшую голову и шею до плеч. На ее макушку крепили навершие чопчуур трапециевидной формы, из красного сукна, расшитое цветными и серебряными нитями, а также бисером. Высота головного убора напрямую зависела от богатства и социального статуса его обладательницы. Из-под шапки виднелась головная повязка бастына с бисерными или металлическими подвесками по бокам. На волосы якутские женщины прикрепляли специальное украшение-накосник. Для женской одежды якуток характерно сочетание красного и зеленого цветов — оно символизирует плодородие и женскую силу. Также одежда украшалась орнаментом, он имел символический смысл и служил оберегом.

Выставка-экспозиция «Живущие на Севере»Кукла в женском костюме саамов

Саамы — коренное население Северной Европы, большая часть которой лежит за полярным кругом. Этнографы разделяют саамов на четыре группы. К первой относятся кочевые саамы, занимающиеся горным оленеводством. Ко второй — приморские саамы, ведущими рыболовный промысел. К третьей группе относят полукочевых саамов, которые занимаются охотой на пушных зверей и оленеводством. Последняя, четвертая группа, — саамы, совмещающие разведение оленей и охоту с озерным и морским рыболовством (именно эта группа проживает на территории России).

Численность: около 80 тыс. человек

Места проживания: Норвегия, Россия, Финляндия, Швеция, Северная Америка, Украина (в небольшом количестве)

Вплоть до начала ХХ века саамы вели полукочевой образ жизни, поэтому их традиционный костюм был приспособлен для длительного пребывания на открытом воздухе. Девушки и женщины носили сарафаны, преимущественно по праздникам, поэтому их берегли и ценили. Саамский сарафан имел вид высокой юбки с широким поясом, длинными узкими лямками и застежкой на боку. Его юбку обычно шили из однотонного сатина — красного синего или желтого. Пояс и лямки делали из ткани другого цвета. Поверх сарафана надевали передник, сшитый из того же материала, что и юбка. На поясе полотно собирали частыми складками, а нижний край украшали оборкой. С сарафаном носили плачевую одежду — короткую распашную кофту с приталенным силуэтом. Кофты шили из покупной шерстяной ткани с ситцевой подкладкой. На голове девушки-саамки носили перевязку — подобие цилиндра без донца, немного расширявшегося кверху. Его основу делали из бересты и обтягивали тканью, расшитую бисером, бусинами и кусочками сукна. Также частью образа была киса — сумочка из кусочков оленьего меха, орнаментированная цветным сукном.

Выставка-экспозиция «Живущие на Севере»Чукотский зимний костюм

Чукчи — малочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя. Чукчи представлены двумя этнографическими группами: оленные расселяются в континентальной части Чукотки и занимаются оленеводством, а береговые (сидячие, пешие, приморские) — прибрежные жители, охотники на морского зверя.

Численность: около 16 тыс. человек

Места проживания: Чукотский автономный округ

Много веков чукотские женщины одежду и обувь из меха и кожи. Эти же материалы они использовали для создания оригинальных украшений на своих нарядах. Несмотря на то, что основное назначение чукотского костюма — защищать тело от холода, представители этого народа с его помощью могли также продемонстрировать свою состоятельность. На достаток хозяина указывала опушка из меха волка, выдры или росомахи, а вот мех собак, напротив, считался не очень ценным. Женская одежда не обходилась без украшений. Основными материалами для их создания служили мех и кожа. Женский двойной меховой комбинезон назывался керкером и имел волчью опушку. Торбаса (мягкие сапоги из оленьих шкур) украшались вышитым растительным узором, а на голове у чукчанок можно было увидеть венец с бисерными подвесками.

Выставка-экспозиция «Живущие на Севере»Кукла в эскимосском костюме

Эскимосы (инуиты) — группа народов, составляющая коренное население территории от Гренландии и Канады до Аляски (США) включительно, а также восточного края Чукотки (Россия). Главным занятием эскимосов была охота на морского зверя (тюленей, моржей, китов). Помимо охоты на морского зверя, эскимосы занимались рыболовством. Эскимосы внутренних областей Аляски и Канады занимались охотой на оленей карибу. Бытовая культура эскимосов необычайно приспособлена к Арктике. Они изобрели поворотный гарпун, чтобы охотиться на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, дом из шкур ярангу, а также особую глухую одежду из меха и шкур.

Численность: около 170 тыс. человек

Места проживания: Гренландия, Канада, Аляска (США), Чукотский автономный округ (Россия)

Эскимоски носили кухлянку — теплую длинную парку с капюшоном, не пропускающую влагу и холод. Традиционно эскимосы шили ее из шкур животных, которых сумели забить на охоте. На куртки и большие меховые варежки шли медвежьи шкуры, которые укреплялись кожей рыб, бакланов или кишечной тканью тюленей. Теплые штаны шили из песцовых шкурок. Из морского котика изготавливали обувь. Меха и кожу окрашивали натуральными пигментами, расшивали геометрическими узорами и стилизованными изображениями животных, добавляя перья и резные фигурки из слоновой кости или дерева. Рукава, подол парки и манжеты штанов украшали трехцветным геометрическим орнаментом и опушкой.

Выставка будет работать до 15.02.2026 в холле около ауд. 210 (Арктик-фонд)

Выставка-экспозиция «Живущие на Севере»