«Будущее российской Арктики – не в природных богатствах, а в богатстве природы»
WWF России: «Экологическая безопасность должна быть безусловным приоритетом при освоении СМП».
Экологическая безопасность должна быть безусловным приоритетом при освоении Северного морского пути. С такой позицией выступил WWF России на общественном форуме «Сотрудничество для устойчивого развития Арктики», проходящем в эти дни в Мурманске.
Организатор мероприятия — Госкорпорация «Росатом», на которую в августе этого года были возложены функции по управлению Северным морским путем. Эксперты Всемирного фонда дикой природы (WWF) России были приглашены для обсуждения экологической безопасности в макрорегионе.
Внутренний грузооборот Севморпути непрерывно растет: по итогам 2017 года он достиг рекордной отметки в 9,7 млн. тонн. Активная эксплуатация этой морской артерии неизбежно ведет к возрастанию экологических рисков.
«Экосистемы арктических морей крайне уязвимы. Их сохранение возможно только при совместной разработке, установлении и строгом соблюдении специальных режимов уже при планировании маршрутов судоходства по Северному морскому пути, — отмечает директор WWF России Игорь Честин. — Это как соблюдение режимов уже существующих особо-охраняемых природных территорий, так и специальные — постоянные или сезонные — ограничения. Например, ограничение скорости движения судов или соблюдение дистанции при прохождении определенных участков в период размножения, миграции, скопления на определенных участках морских млекопитающих, птичьих базаров и т.д. Кроме того, учитывая планируемый рост интенсивности навигации на СМП, уже сейчас следует принять во внимание не только существующие, но и планируемые ООПТ. А также особо ценные для сохранения биоразнообразия морские акватории, выделенные WWF России совместно с профильными институтами РАН, экспертами от федеральных ООПТ, аналитиками и природоохранным сообществом на основании детального научного анализа».
Увеличение транспортного потока в Арктике неминуемо ведет и к росту рисков нефтеразливов. На данный момент в мире нет технических и организационных возможностей и, самое главное, успешного практического опыта ликвидации крупных (более 100 тонн) разливов нефти и нефтепродуктов при наличии ледового покрова. В условиях Арктики проведение аварийно-спасательных работ будет еще более сложным за счет полярной ночи, экстремальных погодных условий, огромных расстояний, проблем со связью.
Кардинальным решением этой проблемы мог бы стать отказ от так называемого «тяжелого топлива» (флотского мазута) в пользу сжиженного природного газа. WWF в течение нескольких лет ведёт работу по изучению потенциала использования СПГ в качестве бункерного топлива для российской Арктики. Суда на СПГ в последние 2 года становятся общей тенденцией развития мирового судостроения и судоходства: в Финляндии спущен на воду самый передовой ледокол «Поларис», уже работают либо находятся в фазе строительства буксиры, контейнеровозы, крупные танкеры, гигантские круизные суда, способные работать на СПГ.
«В апреле этого года на заседании Международной морской организации (IMO) было принято решение о запрете флотского мазута. В настоящее время разрабатываются основные положения этого запрета, — комментирует координатор проектов по нефтегазовому сектору Баренц-отделения WWF России Вадим Краснопольский. — Переговорная позиция России в IMO по этому вопросу по-прежнему консервативна. Однако проведенный WWF анализ показывает, что замещение мазута на СПГ может стать выгодным для страны не только с природоохранной, но и с экономической точки зрения».
По мнению экспертов, дополнительные экологические и экономические преимущества могут быть достигнуты, если к задачам замещения флотского мазута в Арктике будет добавлена и задача замены угля и мазута на СПГ в рамках «северного завоза».
Важными инструментами для обеспечения баланса между экономической эффективностью и сохранением качества морской среды и биоразнообразия являются комплексное управление морским природопользованием (КУМП) и морское пространственное планирование (МПП). Эти механизмы позволят эффективно координировать государственное управление морской деятельностью, а также разработать единую стратегию и программу действий для всех природопользователей.
У WWF России есть опыт в области разработки и применения элементов КУМП и МПП. Фонд является инициатором и участником создания Проекта пилотного Плана комплексного управления морским природопользованием российской части Баренцева моря, разработанного в целях выполнения поручения Президента Российской Федерации от 29 июня 2014 года. На данный момент эта задача не выполнена, основная причина — отсутствие правовых механизмов КУМП и МПП в российском законодательстве. Разработка проектов Федеральных законов «О государственном регулировании морской деятельности» и «О морском пространственном (акваториальном) планировании» приостановлена.
«Для обеспечения устойчивого развития Севморпути необходима скорейшая разработка нормативной базы и структуры государственного управления для внедрения КУМП и применения инструментов МПП, — убеждена директор программы „Регулирование охраны окружающей среды“ WWF России Екатерина Хмелева. — У Всемирного фонда дикой природы есть экспертный потенциал, который мы готовы предложить для поддержки этого процесса».
Фото: Общ. организация «Зеленая Арктика»
Источник: arctic-info.ru