Камчадалы. Индейцы Арктики
На Чукотке живёт удивительный народ — один из тех коренных малочисленных на Севере, практически исчезнувших, но чудом воскресших.
Праздник «Алхалалалай». Фото: Правительство Камчатского края
Сегодня их всего около 2300 человек, и расселились они в наши дни по Чукотскому автономному округу, берегам Охотского моря в Магаданской области и на Камчатке, откуда и произошли много лет назад и поэтому и названы были «камчадалами». Корнями своими этот народ обязан ительменам, их ещё называют «русскими индейцами». И если судьба американских индейцев, как известно, очень трагична и полна насилия, то пришедшие в 17 веке на Камчатку русские не только не погубили местных аборигенов, но и сформировали даже новый народ — камчадалов.
Откуда родом?
С XVII века Россия активно расширяла свои границы. Началась эра «собирания земель» и охоты на пушнину, полезные ископаемые и металлы. Русские переселенцы быстро осваивались на новых территориях, развивая торговлю, народные промыслы и населённые пункты. Об освоении Камчатки, как считают исследователи, впервые упоминается в «годуновском» чертеже, составленном в XVII веке по сообщениям служилых людей. Считается, что первым русским, ступившим на камчатскую землю, был путешественник и первооткрыватель Семён Дежнёв . А вот впервые достаточно подробно описал эту землю русский землепроходец, якутский казак, приказчик Анадырского острога Владимир Атласов, описавший ценные этнографические и географические данные Камчатки в «Сибирском приказе». Именно он 23 июля 1697 года установил крест в центре полуострова. С этого дня и пошёл отсчёт истории Камчатки как части России. Его открытие стало причиной других экспедиций. Царь Петр I даже наладил морское сообщение с новой территорией. Первый корабль отправился туда в 1716 году. Задача стояла разведать путь к Японии и выяснить соединяются ли Америка и Азия. Спустя 8 лет, в 1724 году, состоялась первая казачья камчатская экспедиция и на Курильские острова.
Вот в эти времена и было положено начало народу камчадалов — союза ительменов, коряков и чуванцев (в ряде источников — этели) с русскими. Согласно переписи 1926 года в России проживало 3704 камчадала, а к 1994 году их численность выросла до 9000. В 2000 году камчадалов внесли в Единый перечень коренных малочисленных народов России. В наши дни они расселены по регионам Камчатского края, вдоль побережья Охотского моря и преимущественно на Чукотке.
Камчадалы. Фото: Культурология.РФ
Несмотря на то, что камчадалов относят к европеоидам, в их внешности присутствуют яркие азиатские черты. Невысокие, крепкие люди, имеют смуглую кожу и чаще всего азиатский разрез глаз. При этом, как подчёркивают исследователи, из лица не монголоидного типа, а губы, и вовсе, достаточно крупные и полные
Камчадалы. Фото: Культурология.РФ
Палитра оттенков цвета густых волос камчадалов от темно-русых до чёрных. Женщины традиционно заплетали волосы в косы, а девушки носили украшения в виде повязок вокруг головы, расшитых бисером и национальными узорами.
Фото Н.А. Кренке. Головнушка. Кожа, мех нерпы, ракушки. Из коллекции А.О. Мурашко
Мужчины носили удлинённые причёски и предпочитали оставлять волосы распущенными. Только во время тяжёлой работы убирали мужчины волосы в хвост с помощью ... ремня!
Почти 100% камчадалов — счастливые обладатели «голливудской улыбки» и крепких и белоснежных зубов.
Камчадалы. Фото из открытых источников
Для общения народ использует в основном русский язык, но говорят камчадалы и на диалектах, пришедших из чукотского языка. Вероисповедание — православие, однако анимизм, поклонение различным богам и шаманские обряды у камчадалов сохраняются до сих пор.
Что умеют?
Народ издавна известен уникальным мастерством обработки бересты, лозы, кожи и кости. Изделия из этих материалов, вышедшие из-под рук камчадалов — настоящие произведения искусства. Камчадалы в совершенстве владеют 16 уникальными музыкальными инструментами. Их традиционные народные песни и танцы представляют особый интерес для исследователей.
Камчадальский фольклорный ансамбль из села Мильково. Фото конец 1990-х гг.
Традиционные промыслы народа — охота, рыболовство и собирательство. Для запасов продуктов питания, как и многие северные народы, камчадалы применяли методы вяления, сушки и квашения. Из меха и шкур не только шили одежду, но и активно торговали ими. Получив потребность в транспорте — люди начали разводить ездовых собак, а позже и оленей, и лошадей. Земледелие же у народа развивалось очень медленно из-за невысокой плодородности почвы. По большому счёту успешной была лишь высадка овса, ячменя и некоторых корнеплодов. А вот крапивы в тех краях всегда было хоть отбавляй. И люди научились делать из неё добротную ткань.
С приходом русских началась для камчадалов эпоха добычи железа и развития кузнечного ремесла. Параллельно также активно развивались традиционные уже плетение из растительных стеблей, резьба по дереву и кости, обработка кожи, тиснение на бересте и изготовление изделий из меха. Русские же привели с собой лошадей и крупный рогатый скот, а также ввели в оборот металлические изделия и ткани. Новые соседи познакомили камчадалов с основами огородного хозяйства. Благодаря влиянию русской культуры, у камчадалов появились железные инструменты вместо хрупких костяных и каменных. Коренное население переняло элементы русской национальной одежды, кухни и особенно положительно отнеслось к возможности обучения. В итоге, в предреволюционной России камчадалы, как выяснялось, имели зачастую более высокий уровень грамотности, чем жители некоторых деревень в центре страны.
Этнографы подчеркивают, что среди народов северо-восточной Азии не было другого, столь глубоко интегрировавшего элементы русской культуры. Русские, в свою очередь, так же перенимали некоторые аспекты уникальной местной культуры. Так, они научились делать ездовые собачьи сани, вязать из бересты чуманы для сбора ягод, плести сумки из крапивы, шить кожаные сапоги-торбаса и многое другое.
Как живут?
Древние камчадалы всегда жили общиной под руководством старейшины. Как отмечают исследователи, несмотря на традиционную для многих народов патриархальную систему ценностей, в культуре и повседневной жизни камчадалов ярко выражены и матриархальные элементы.
Камчадальская семья на своём подворье. Магаданская обл., Северо-Эвенский р-н, с. Гижига, 1950-е гг.
Источник: Фото из фонда Магаданского областного краеведческого музея, инв. № КП-33450/55. Собиратель Л. Н. Хаховская / Атлас КМНС
Интересна одна из свадебных традиций народа. Мужчину, собирающегося вступать в брак, селили в доме невесты, где он должен был продемонстрировать свою работоспособность, ловкость и выносливость. Это распространялось только на традиционно «мужские обязанности» — охоту, рыболовство, строительство и тяжёлые работы по дому. Однако, если жених хотел «заработать плюсиков» и ускорить процесс бракосочетания, то помогал будущей супруге и в домашних, её чисто женских делах. Особенно ценилось умение готовить. Практики выплаты калыма от семьи невесты семье жениха не существовало. Вместо этого молодой человек должен был ещё и выполнять работу для отца невесты. Самые предприимчивые отцы «запрягали» будущих зятьёв на строительство домов. До появления русских камчадалы жили в юртах. Их у каждой семьи было по две — летняя и зимняя. Летние юрты представляли собой конусообразные строения на сваях, а зимние — полуземлянки с деревянными сводами. В тёплое время года люди перемещались к берегу и, в основном, ловили рыбу.
Традиционные камчатские балаганы и вешала для рыбы.
Источник: Логинов Д. П. Большерецкий острог. Петропавловск-Камчатский: Новая Книга, 2012. С. 115. / Атлас КМНС
Для этого они возводили временные пирамидальные конструкции на сваях и с лестницей для входа. Внутри таких домов сооружалась своеобразная мини фабрика по переработке рыбы. Посередине помещения находился очаг, предназначенный для сушки рыбы. Улов тут же чистился и развешивался на жердях вокруг строения. Подобные сооружения, кстати и к радости исследователей, можно встретить у камчадалов и в наши дни. Однако уже с начала XVIII века народ под влиянием русских начал строить деревянные избы. Вот тут-то и пригодилась счастливым отцам дочерей древняя свадебная традиция...
Во что верят?
Но всё же сказать, что женщины у камчадалов жили как принцессы и в основном бездельничали, было бы грубой ошибкой, ведь шаманские функции традиционно были возложены именно на них.
Камчадал в интерьере своего дома. Магаданская обл., Северо-Эвенский р-н, с. Гижига, конец 1950-х гг. Источник: Фото из фонда Магаданского областного краеведческого музея, инв. № КП-33450/35. Собиратель Л. Н. Хаховская / Атлас КМНС
Религиозные убеждения камчадалов тесно связаны с природой и животным миром. Одним из главных божеств для народа является Ворон Кутха, царящий в видимом мире.
Одна из самых главных легенд о нём звучит не только красиво и сказочно, но и перекликается с православием:
«Было это так давно, что никто из людей и не упомнит. Поэтому одни одно говорят, другие — другое. Если, где другое про Ворона Кутха будут говорить — спорить не будем, может, и они правы. А может, это сам Ворон, хитрец и путанник, так всё замешал, закрутил, что никто и не разберёт. Только говорят, не было раньше ничего, вода одна. И летал над ней Ворон, звали его Кутх, и был он белый, как снег. Летал, летал, да притомился. Думает: «Где бы отдохнуть, а и негде». «Был бы я лебедем, — думает Кутх, — я бы сел на воду, а так земля нужна. А раз земли нет — надо её сделать!»
Взял Ворон своего сына... Откуда у Кутха появился сын, ты хочешь спросить? Ну неужели такой могучий бог, как Кутх, не может родить сына просто так! Так вот, взял Кутх своего сына и сделал из него землю! Надел Ворон лыжи и пошёл по земле. Где пройдёт его след — там горы поднимутся, долины пролягут. Где крылом проведёт — реки потекут, полные рыбы. Набросал он своих белых перьев поверх гор — покрылись они снежными шапками. Вдохнул Кутх свой горячий дух в горы — и закипели, забурлили они. Одни до сих пор бурлят, другие вулканы спят до поры. Покрыл Ворон тундру ягодами — ароматной морошкой, красной брусникой, сочной шикшей, так как очень любил вкусно покушать. Однако была земля красива, но пуста.
Ворон Кутха. Фото из открытых источников
Скучно стало Кутху. Взял он тогда бобовый стручок и сделал из него людей, а из глины налепил животных да разных морских существ. Вот тогда стало весело, зажила земля! Научил Ворон людей охотиться, ловить рыбу, ходить на лодках да на лыжах. Но темно было на земле и холодно. Тогда взлетел Кутх до самого неба и стал долбить его клювом — где стукнет, там дырочка появляется, и свет из неё льётся. Так появились звезды.
Посветлее стало на земле, но все равно люди жаловались — ничего не видно. Прознал Кутх, что в одной яранге живет женщина-дух, которая прячет у себя Солнце и Луну, превратив в мячи. Долго пытался пробраться он к ней, чтобы выкрасть светила, но никак не удавалось. Тогда хитрый Кутх превратился в хвоинку и упал в ручей. Женщина зачерпнула воды с хвоинкой из ручья, выпила и забеременела. Когда Кутх родился, попросил он поиграть с мячиками, да порвал их своим клювом и выпустил Солнце и Луну, взял их и отнёс на небо. Стало на земле тепло, светло и радостно, все согрелись. Только вот Ворон, пока летел, так опалился о Солнце, что весь почернел.
Много мифов есть о могучем, мудром, хитром и озорном Кутхе. Но редко его сейчас встретишь — говорят, обиделся он на то, что перестали люди слушать его советов, и улетел куда глаза глядят. Но не бросил он совсем сотворённых им людей — нет-нет, да и прилетает, смотрит с высоты, как там они? Увидишь на Камчатке ворона — не обижай его, поклонись, уважь — вдруг это сам Кутх прилетел проведать родной край?.." (авт.- Шесть народных легенд Камчатки)
Кроме Ворона Кутха поклоняются камчадалы и таким духам, как повелитель моря, леший и владыка подземного царства.
Традиционно народ считал, что плоская земля имеет обратную сторону, где лето царит во время нашей зимы и наоборот. Когда у нас идёт дождь, вода проходит через землю и стекает с подземного неба, которое представляет собой нижнюю сторону нашей планеты. Ещё один интересный факт об этом народе заключается в том, что времена года у его представителей не отсчитывались по движению солнца. Люди руководствовались лунным циклом, как это делали древние народы тюркской культуры. У камчадалов календарь состоял так же из 12 месяцев, но новый год начинался в ноябре с наступлением холодов. А в конце сентября и сегодня камчадалы Чукотки отмечают праздник «Алхалалалай». Он символизирует окончание сельскохозяйственного сезона и начало нового цикла. В этот день обязательно проводятся ритуалы очищения. Люди выражают благодарность богам за щедрые и удачные улов и охоту. Во время праздника его участники проводят соревнования за звание лучшей хозяйки, охотника, рыбака, певца, танцора и исполнителя повествовательного фольклорного жанра — на мелодию накладывается импровизированный текст, передающий древние сказания о связи человека с божествами и природой. Иногда исполняются и традиционные заклинания, наложенные на конкретные ритуальные мелодии. Однако этот вид выступлений могут себе позволить только шаманы.
Чем питаются?
Рацион камчадалов, как и большинства северян, основан на мясе и рыбе. Рыбным блюдам явно отдаётся предпочтение, ведь рыба играет ключевую роль в жизни этого народа. Сырую её не едят. Традиционная обработка рыбы — длительный и тщательный процесс. На выброс не идёт ничего. Филе готовится отдельно, а внутренности добавляются в блюда для аромата и навара. Кости отдают собакам, а голову маринуют и едят позже.
Традиционное камчадальское блюдо — толкуша. 2023 г. Фото Л. Н. Хаховской / Атлас КМНС
В почёте безотходное употребление и всех других видов морских животных. А из них камчадалы любят больше всех тюленей и моржей. Ценные виды лососевых рыб идут в юколу — потрошённую и отделённую от позвоночника часть, высушенную определённым секретным способом. Туристы «на пять» оценивают традиционный салат из варёного филе рыбы и ягод брусники, морошки и водяники, заправленный рыбьим жиром.
Как наряжаются?
Традиционные народные костюмы отличаются от других народов. Прекрасная половина камчадалов, наверное, первыми ввели в моду комбинезоны — рубахи, совмещённые со штанами в одно изделие. Их было принято украшать всеми доступными способами. А вот мужчин, как пишут исследователи, часто в семье одевали «по остаточному принципу», так как мужская летняя одежда, например, зачастую представляла собой сильно изношенные зимние вещи, порой с дырками, порой до просвета...
Праздник «Алхалалалай». Фото: Правительство Камчатского края
К зимнему же обмундированию подходили с большей долей ответственности и шили экипировку из шкур собак и оленей, используя иногда даже кожу лосося. Все детали соединялись нитями из жил животных или из крапивы, а также с помощью клея, который народ научился самостоятельно делать из рыбьей жировой прослойки. Мужчины и женщины носили одинаковые зимние куртки — кухлянки, представляющие собой меховые парки свободного кроя с капюшоном и клапаном на верхней части переда для защиты лица от ветра. Кухлянка длиной до пола обеспечивала надёжную защиту от холода. Передняя часть, низ и рукава декорировали шнурками и вставками из меха другого цвета. Брюки принято было носить мехом внутрь.
Обувь только натуральная — из рыбьей кожи и оленьих шкур. Сапоги, утеплённые травой, плотно уложенной внутрь. Последний штрих — длинные бусы и резные трубочки в качестве подвесок. Можно смело «выходить в свет»! Например, в музей...
Где реликвии хранят?
В деревне Мильково, в двухстах километрах к югу от Петропавловска-Камчатского, открыт этнокультурный центр, посвящённый культуре камчадалов.
В состав центра входят реконструированный острог XVII века, яранга, а также музей, где представлены предметы быта, шаманские наряды и кухлянки камчадалов. В Мильково и сегодня живут их потомки, сохраняющие традиции своего народа, а музей — место притяжения, общения и возрождения старинной и уникальной культуры.
Реконструкция интерьера камчадальского дома в Камчатской краевой библиотеке. 2023 г. Фото Л. Н. Хаховской / Атлас КМНС
Удивительно, что камчадалами с ходом истории начали называть себя и многие жители Камчатки, поэтому теперь мы можем быть уверенными, что этот народ точно не исчезнет!
Рина Румянцева по материалам Культурология.РФ, Атлас КМНС, Большая российская энциклопедия, РУВИКИ, Шесть народных легенд Камчатки