Новости

МОРСКОЙ КАЛЕНДАРЬ. 24 августа 1924 года

В этот день ровно 100 лет назад из Архангельска на парусно-моторной шхуне «Персей» курсом на Шпицберген вышла научная экспедиция ПЛАВМОРНИН. Вместе с учеными в Арктику отправились известный писатель Борис Андреевич Пильняк и кинооператор Сергей Семенович Лебедев.

Художественным результатом экспедиции стало два произведения: повесть Бориса Пильняка «Заволочье», вышедшая в 1925 году (роман «Двойники» 1935 год) и документальный фильм Сергея Лебедева с титрами Бориса Пильняка «Экспедиция на Шпицберген», вышедший на экраны в этом же 1924 году.

В 1922 году в Германии Пильняк познакомился с Николаем Пинегиным — участником экспедиции Г.Я. Седова 1912-1914 гг., и Иваном Соколовым-Микитовым. Вероятно, именно их рассказы об Арктике послужили началом его интереса к северу.

В повести «Заволочье» Пильняк описывает, чем занимались члены экспедиции во время путешествия на Шпицберген: «Люди первый раз после Архангельска были за бортом: вылезали на льды, ходили с винтовками подкарауливать тюленей. Тюлени плавали стадами, и по ним без толку палили из ружей...» И Пильняк, и Лебедев страдали от морской качки. Лебедеву требовались помощники, способные удерживать штатив, и в этом ему помогал Борис Андреевич. Они вместе спускались на айсберг и снимали оттуда «Персей». Во время путешествия чуть не произошла катастрофа: вельбот накренился, и Пильняк, потеряв равновесие, повис на борту. Люди на вельботе не растерялись и мгновенно вцепились в лед багром. По воспоминаниям Сергея Лебедева, Пильняк ничуть не испугался и спокойно выбрался на площадку.

Повесть Бориса Пильняка «Заволочье» — одно из самых ярких, сильных и психологически точных литературных произведений об Арктике начала ХХ века.

«...В Архангельск поезд пришел утром. Двина заброшена, дика, пустынна, — свинцовая и просторная, и у карбасов носы, как у турецких туфель, и волны — синие — закачали карбас, а солнце было янтарным... Архангельск всего в три улицы, тротуары деревянные, каждая улица по семи верст, — за этими улицами в трех шагах начинается тундра. И весь Архангельск можно обследовать в один день, хоть и будут ныть ноги. В местном музее — моржи, белый медведь — все, что здесь произживает, потом вальки, пимы, юрты, избы, деревянные божки — все, что создал человек: невесело! Этакие длинные тротуары из досок, старинный пятиглавый собор, сумерки, колокола звонят, и мимо идут люди, как сто лет назад, особенно женщины в допотопных платьях и в самодельных туфлях из материи, — на рейде парусные корабли, как при Петре, поморы приехали на своих шхунах, привезли трески, — и кажется, что от Петра Архангельск отодвинулся на пустяки, — Заволоцкая Пятина!.. На пристани тараторят простоквашные и шанежные торговки, говорок странный, пришепетывающий и с „е“: — „женки, идемте, та-та-та“, — речь, ритм четырехстопные. И над всем пустое небо».

Из повести Бориса Пильняка «Заволочье».

Тема Арктики еще долго будет присутствовать в творчестве Сергея Лебедева помимо «Экспедиции на Шпицберген» он как режиссер-оператор снимет еще фильмы: «На севере» (1925), «Перелет Амундсена» (1926).

МОРСКОЙ КАЛЕНДАРЬ. 24 августа 1924 года

На фото: Экипаж «Персея» перед отплытием из Архангельска, август 1924 года. Б.А. Пильняк третий в верхнем ряду слева.

Северный морской музей