Дневники Арктического плавучего университета: день девятый
3 июля 2024 года (для тех, кто ждал этот дневник вчера, напоминаем, что в Арктике далеко не везде есть связь и уж тем более стабильный интернет)
НИС «Профессор Молчанов»
Земля Франца-Иосифа
20:04 мск
+1 градус, переменная облачность, ветер до 12 м/с
Цугундер кончился, или белая пирога
Мое утро сегодня, как и у многих, началось с объявления капитана о цугунгере — забилась вакуумная система. Вот реально, коллеги, давайте включать память и не скидывать туда ничего! Долежала я до отмены цугундера. Мы сегодня проходили через очень красивое ледовое поле, хотя я льдины не люблю, если я не на «Полтиннике» (уменьшительное от «атомный ледокол «50 лет Победы»). Капитан сменил гнев на милость:
— Через пять минут будем проплывать белую пирогу, кто хочет сделать селфи, вылазьте!
Айсберг был действительно хорош, с бирюзовой подложкой, как и положено айсбергу. Селфи я сделать не успела, снимала видео.
Кстати, я хочу сказать, что в этом году идеальный чек-лист организаторов, того, что нужно брать с собой. Я езжу в арктические экспедиции с 2013 года, и как-то рандомно брала то дождевик, то вторые сапоги. А гермомешок я вообще купила в апреле в пустыне в Омане (да, это прекрасное место для покупки гермомешков). Сейчас у меня есть и солидный дождевик (даже три, но надеваю один), и, понятно, гермомешок, и запасные сапоги. И вторую высадку я радуюсь, как эта экипировка меня спасает. Хотя пакеты для рюкзака раньше тоже помогали, хватало одного на всю экспедицию.
Острова с личными именами
На ЗФИ у меня есть два любимых острова: Луиджи и Мейбел. Интересно, что оба названы личными именами. Луиджи — это в честь герцога Абруццкого, который на рубеже ХIX—XX веков безуспешно пытался покорить Северный полюс. На Луиджи я вряд ли когда-то еще попаду, он не особо посещаемый. И да, обелиск в честь погибших участников экспедиции герцога поставлен им лично на мысе Флора. Но о Флоре чуть позже.
А вот Мейбел... Во-первых, это остров наката. В 2013 году мы высаживались примерно на 30 островах, и только на Мейбеле мне залило сапог. Но я не в обиде. Мы высадились в туман, эти камни с черными лишайниками заволакивало живой дымкой, а клифы то закрывало облаком, то чуть раскрывало, но так, чтобы едва угадывалось. Это было идеальное место, чтобы снимать фантастический сериал про другую планету... А на следующий день светило яркое солнце, вторая серия была тоже прекрасна. Новый сезон не обманул моих ожиданий. Особенно поразили следы медведя на снежной кромке. Мне кажется, это все-таки была медведица. После того, как мы заползли в очередные няши, я в сердцах воскликнула:
— Давайте пойдем по следам медведя, он умный человек, знает, где идти!
И да, не лезть на склон, где искомый медведь может появиться в любой момент, и никакой инспектор не успеет добежать.
Мейбел открыл Бенджамин Ли Смит, и остров носит имя его племянницы, но это неточно. Вообще на ЗФИ, как вы могли обратить внимание, полная эклектика с названиями. Тут почти всё осталось так, как записали первооткрыватели. Есть небольшая путаница типа изначально остров Хейса не тот, что сейчас, или Нансен думал, что Ева и Лив — это отдельные острова, и назвал их в честь жены и дочери, а оказалось, что это один остров, оставили название Ева-Лив. Но тут мирно соседствуют австрийские, английские, итальянские, норвежские, российские и советские имена. Часть бухт и мысов до сих пор безымянные...
Яростное солнце полярной ночи
А лицо у меня на Мейбеле сгорело совсем. Я наивно полагала, что я загорелая-подготовленная, и уж в этой нашей Арктике, да еще и ночью, мне солнце не грозит. Но они скооперировались с ветром, и даже сегодняшний крем с фильтром 50 не особенно помог.
Сегодня у меня получается личный дневник, ничего не могу поделать, захлестнуло воспоминаниями. Даже на заставке телефона у меня мыс Флора, чуть более зеленый, чем сейчас...
Итак, день сегодняшний
Так-то мы не собирались высаживаться сразу после обеда. Но! Как сказал наш руководитель экспедиции Александр Сабуров: Мы должны быть готовы к высадке в любое время! И, видимо, глядел в хрустальный шар или воду, потому что, вот только что мы спали, и уже, оп, сидим в лодке и уворачиваемся от брызг.
Погода нас по-прежнему не балует. С другой стороны, это интересно. Никогда не думала, что смогу перейти быстрый ручей по скользким камням, пытаясь при этом не улететь с ветром в море, или еще хуже, в глинистую грязь.
На Мейбеле группа орнитологов окольцевала пять кайр, сегодня они тоже ушли в маршрут, надеюсь, столь же успешный, учитывая, что это наша самая «долгая» группа. Капитан называет их «птеродактили».
Наша «мусорная» группа под эффективным руководством Анны Трофимовой очистила от пластикового мусора даже не один, а два полигона на пляже. Мусор в основном рыболовецкий: буи, ящики для рыбы, сети, их фрагменты, веревки от сетей, попался какой-то бублик, явно тоже от сетей. В общем, далеко не чистая Арктика, что обидно.
Пока мы чистили побережье, над нами пролетали чайки с полными клювами, но не рыбы. Наверно, это водоросли с морепродуктами, по идее, гнезда у них уже построены и уже есть птенцы. Во всяком случае, разбитые яйца попадались, уж не знаю, естественным путем, или это песец постарался. Эти облезлые (сейчас) пушистики нам уже попадались, они активно промышляют по яйцам и птенцам.
Из необычного: плавника тут много, но в основном это просто бревна, ну или какие-то замысловатые коряги. А тут Александра Елфимова углядела фрагмент, видимо, лодки, с деревянными чопиками в толще дерева. Фрагмент был большой и тяжелый, мы его сфотографировали, надеюсь, он дождется своих исследователей.
Напоминаю, если у вас сломалось оборудование, не забывайте обращаться к Дмитрию Сергеевичу Ковалеву, он починит или выкинет.
Официальные спонсоры и партнеры проекта: правительство Архангельской области, Министерство науки и высшего образования РФ, Русское географическое общество, Банк ВТБ, ГМК «Норильский Никель», Росгидромет (ФГБУ «Северное УГМС»), национальный парк «Русская Арктика», координационный центр «Плавучий Университет» на базе МФТИ, круглогодичный молодежный образовательный центр «Наука». Экспедиции Плавучего университета проводятся в рамках национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России, и входят в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий.
Фото: Александр Ермолов