21 мая в России отмечается День полярника
Дата праздника — 21 мая — выбрана не случайно: в этот день в 1937 году начала работу первая научно-исследовательская экспедиция полярной дрейфующей станции «Северный полюс», которая позднее была названа «Северный полюс-1» («СП-1»).
Решение об организации в Арктике дрейфующей научной станции Политбюро ЦК ВКП(б) приняло в феврале 1936 года. Станция предназначалась для проведения океанографических, метеорологических и геофизических исследований в интересах народно-хозяйственного освоения Крайнего Севера (в том числе судоходства по Северному морскому пути), обеспечения планировавшихся трансарктических перелетов советских самолетов и т.п. После рассмотрения различных способов доставки на Северный полюс полярников и грузов был принят вариант транспортировки их самолетами с посадкой на лед. Начальником первой советской высокоширотной экспедиции «Север-1» был назначен академик Отто Шмидт.
Концепция дрейфующих полярных станций в Арктике была признана удачной: за «СП-1» в 1950 году последовала станция «СП-2» под руководством Михаила Сомова, впоследствии основавшего первые советские станции в Антарктиде. К концу 1950-х годов дрейфующие экспедиции «Северный полюс» стали практически постоянными. Самой длительной экспедицией серии стала «СП-22», начавшая работу в сентябре 1973 года и завершившаяся 8 апреля 1982 года. С 1991 по 2003 год арктические дрейфующие станции «Северный полюс» не действовали, первая после перерыва станция «СП-32» стартовала 25 апреля 2003 года.
Происходящие изменения ледовых условий в высокоширотной Арктике сделали работу ученых на дрейфующем льду весьма сложной. Продолжить исследовательские традиции морских, воздушных экспедиций и дрейфующих станций «Северный полюс» в высокоширотной Арктике был призван проект «Трансарктика-2019», организованный Росгидрометом.
Экспедиция «Трансарктика-2019» стартовала 20 марта 2019 года на борту научно-экспедиционного судна «Академик Трешников». Она включала четыре этапа, на каждом из которых были проведены натурные междисциплинарные исследования изменений природной среды Северного Ледовитого океана.
В апреле 2018 года Росгидромет и АО «Адмиралтейские верфи» заключили контракт на строительство ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) «Северный полюс».
Ледостойкая платформа «Северный полюс» обладает функционалом научно-исследовательского центра и предназначена для круглогодичных экспедиций в Северном Ледовитом океане.
Ледостойкая платформа 15 сентября 2022 года из Мурманска отправилась в первую экспедицию — «Северный полюс-41».
Судно своим ходом прибыло к месту начала дрейфа, затем пришвартовалось к кромке выбранного ледового поля и постепенно примерзло к нему, пока судно и льдина не стали единым целым. Таким образом, Россия спустя почти десять лет возобновила регулярные научные наблюдения в Северном Ледовитом океане.
Открытие станции состоялось 2 октября 2022 года. Экспедиция «Северный полюс-41» стала продолжением отечественной программы дрейфующих полярных станций, начавшейся в 1937 году с экспедиции под руководством Ивана Папанина.
В настоящее время освоение Арктики является одним из приоритетов государственной политики. Современные метеорологические исследования полярных территорий помогают ученым изучать климат Земли, бороться с его изменениями. Особенно это важно для российской Арктики, где реализуются мощные инвестиционные программы для добычи полезных ископаемых, развитию Северного морского пути.