Выставка «Путь на север»
Государственный Русский музей и Государственное Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» представляют масштабный выставочный проект — «Путь на Север».
28 ноября в 18 часов в Музее изобразительных искусств (пл.Ленина, 2) состоится презентация выставки.
Выставка «Путь на Север» представляет около пятидесяти произведений выдающихся русских художников, классиков отечественного искусства, в чьей творческой судьбе Север прозвучал особой темой: в картинах Константина Коровина, Аполлинария Васнецова, Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Николая Рериха и многих других живописцев.
Основу экспозиции составляют произведения Константина Коровина. Первый русский импрессионист по праву считается художником- первооткрывателем Севера. В 1894 году по приглашению предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, начавшего в это время строительство узкоколейной железной дороги Вологда — Архангельск, Коровин отправляется на Север в компании своего друга и единомышленника Валентина Серова. Под влиянием мощной энергетики Севера яркая, легкая, солнечная палитра, свойственная ранним произведениям художника, уступает место холодной серебристо-жемчужной гамме. Эта строгая тональная система легла в основу новой художественной эстетики в русском изобразительном искусстве.
Далекий и загадочный Север, воплощённый в работах Коровина возбудил интерес к этой земле у целого ряда художников. На Север едут участники творческого объединения «Союз русских художников»: Василий Переплетчиков, Сергей Виноградов и Абрам Архипов. Мастерам «Союза» был свойственен поиск русской национальной идеи, и Север с его богатейшими духовными традициями и народной культурой, могучей и первозданной природой становится олицетворением русской самобытности и главным «героем» их произведений.
В тот же период, предпринял поездку по Северной Двине художник-баталист Василий Верещагин. Он вел подробные дорожные очерки, где описывал происходившие в северном путешествии события: посещение знаковых мест, встречи с поморскими рыбаками и торговцами, знакомство с прекрасной деревянной северной архитектурой, и восторг от «открывавшимися во все стороны далекими окрестностями».
Выставка представляет Север в широком географическом диапазоне от северной Балтии до Арктических земель. Еще в середине XIX века художников-академистов Александра Гине и Евгения Дюккера волновали пленительные панорамы берегов Рижского залива и возвышенные северные марины.
Интерес русских художников к ландшафтам Финляндии был связан с выбором иного пейзажного мотива, отличного от среднерусской природы. Выбор этот был во многом продиктован эстетикой символизма, новый образный мир открывался в новой географической реальности. Каменная пластика и колорит привлекали многих художников, среди которых Аполлинарий Васнецов и Александр Беггров.
В конце ХIХ века происходит настоящий сдвиг в восприятии северного пейзажа. Это изменение было связано с поиском «эпической древности» и «истоков русской цивилизации».
Путь к исконному миру, не искаженному прогрессом, чистому в своей первозданности и простоте, вел на Север. Со времен Древней Руси, Севером считались обширные территории, включающие Новгород Псков, Ладогу и заповедную территорию Карелии, где располагаются священный остров Валаам, могучий водопад Кивач, застывшие леса, горные парки, и фантастические ландшафты с расположенными на них святынями.
Запечатлеть древнюю «Северную Русь» отправляется на остров Валаам великий русский пейзажист Иван Иванович Шишкин. На Валааме художник работал с необычайным творческим подъемом, восхищаясь карельскими скалами, живописным рельефом и нерушимым покоем этого пространства.
В 70-х годах ХIХ столетия в эти места за новыми сюжетами и «новым светом» приезжает выдающийся живописец, мастер философского пейзажа Архип Иванович Куинджи. Пленённый поэтикой аскетичной северной природы Куинджи пишет цикл, из трех полотен, посвящённый Северу. В экспозиции выставки представлена первая работа «северной трилогии» — «Ладожское озеро» 1871 года.
Ученик Архипа Куинджи, Николай Константинович Рерих искал в застывшей северной природе сакральное, архаическое начало. Стремление понять «мистическую душу Севера» у Рериха было настолько велико, что именно на нем долгие годы будут сконцентрированы все его творческие силы. Рерих неоднократно бывал на Севере. В представленных на выставке пейзажах «Святой остров», «Скалисты берег моря» и «Первая стрела» царит возвышенное чувство и стоический северный дух.
Дальше всех на Север зашел другой ученик Куинджи — Александр Алексеевич Борисов. Для всех «куинджистов» был характерен поиск некой неприкосновенной сакральной земли — собственной «Гипербореи», где останавливается ход времени и соединяются воедино земное и вселенское пространство. Для, Александра Борисова, родившегося на Севере, таким сокровенным местом стала Арктика.
Север воспет многими русскими живописцами, но особенно дорога ему песня тех, кто кровно связан с этим суровым и дивным краем, кто посвятил ему свое творчество целиком. Как и Александр Борисов до конца был предан единственной теме — Северу старейший архангельский художник Степан Григорьевич Писахов. Всю жизнь он пытался разгадать самую душу северной природы, нежную и величавую, хрупкую и мужественную, открыть в ней свой неповторимый мир.
Многие русские мастера, продолжая дореволюционные традиции, и в советское время черпали вдохновение на Русском Севере. К таким художникам принадлежат Василий Рождественский и Петр Кончаловский, оба они в 1930-е путешествовали по Северу.