Дневник второго рейса Арктического плавучего университета-2023. День девятнадцатый (22 июля). К Земле Франца-Иосифа
«Михаил Сомов» идёт к Земле Франца-Иосифа — самому северному архипелагу России и самой северной точке нашего маршрута. С вами снова я, Юлия Смирнова, и дневники второго рейса «Арктического плавучего университета-2023».
Судьба медведицы
Сегодня подводим итоги высадки на мыс Желания и готовимся к следующим, на острове Вильчека и Земле Вильчека. О находке инспектора Юрия Руткаускаса я уже рассказывала в предыдущей серии дневника — у старого здания метеостанции лежат кости белого медведя. Скорее всего, они принадлежат давней обитательнице мыса Желания:
— Здесь проходили съёмки фильма «Я — белый медведь» в 2020 году, а в 2021-м я участвовал в экспедиции по изучению белого медведя на мыс Желания, — рассказывает Никита Платонов, старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. Северцова РАН. — Возможно, это останки той самой самки, которая погибла спустя несколько недель после установки ошейника. Место вполне соответствует. Ошейник забрал в прошлом году Иван Андреевич Мизин, заместитель директора по науке национального парка «Русская Арктика». Сейчас мы увидели только одни следы белого медведя — на снежнике, там, где он в 2021 году любил отдыхать. Похоже, мало зверя в этом году.
Зато наблюдали нескольких моржей — у них лежбище неподалёку, на Оранских островах. И обитателей птичьих базаров: моевок, чистиков, кайр и бургомистров.
Классические породы
У Антона Шманяка, ведущего геолога Всероссийского геологического научно-исследовательского института им. Карпинского, свои находки:
— На мысе Желания встречены ордовикские отложения поярковской и сахаровской свит. Коренные выходы сахаровской свиты мы обнаружили под снежником за озером, они представлены аргиллитами и доломитами. Всё задокументировано, сфотографировано, описано. Отобраны образцы, в основном на микропалеонтологический анализ. На самом мысу, где все загадывают желания, отобрали гравелиты силурийского возраста (наливкинская свита). Тоже на лабораторный анализ, они дадут информацию о гранулометрическом и минералогическом составе, а также на возможное определение источников сноса изучаемого материала. В целом здесь представлены классические осадочные толщи, такие же, как в центральной и северной части северного острова архипелага Новая Земля.
Геологическую тему продолжает лекция коллеги Антона Арины Бартовой из ВСЕГЕИ. На опыте собственных полярных экспедиций она рассказывает о породах ледового комплекса: что такое жильные, слоистые и реликтовые льды и где они залегают на территории России.
Юбилей Земли Франца-Иосифа
А впереди — самое интересное! «Арктический плавучий университет» отправляется к Земле Франца-Иосифа, самому северному архипелагу России и самой северной точке нашего маршрута.
В этом году побывать на ЗФИ особенно символично — у нее юбилей! 150 лет назад эти острова появились на карте мире. Открыла их Австро-венгерская полярная экспедиция Юлиуса Пайера и Карла Вайпрехта на судне «Адмирал Тегетхофф» в 1873 году.
Вообще-то планы у австрийцев были совсем другими — найти Северо-Восточный проход из Европу в Азию. Сейчас мы называем его Северным Морским путём. В итоге получилось как у Колумба. Тот шёл в Индию и неожиданно открыл Америку.
А Пайера с Вайпрехтом затерло льдами у Новой Земли — и 30 августа 1873 года дрейф вынес их судно к неизвестным островам. Имя им дали в честь императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа I.
«Перед нашими глазами во всём блеске развернулась панорама горной страны, сверкавшей своими ледниками», — впечатления первооткрывателей стопятидесятилетней давности могу повторить слово в слово. Ничего не изменилось. Ледники точно также сверкают.
Вильчек, Воронин и исторические параллели
И еще символичнее, что наша первая высадка на ЗФИ планируется на том самом острове, где моряки из команды Пайера и Вайпрехта впервые ступили на открытую ими землю. Остров Вильчека. Назвали его в честь главного спонсора экспедиции Иоганна Вильчека, богатого аристократа и энтузиаста полярных исследований. Он, кстати, бывал на Новой Земле, финансировал и, говоря современным языком, продвигал создание первых метеостанции в Арктике.
«Нам показалось, что это рай земной, хотя в действительности здесь ничего, кроме снега, скал и смёрзшихся камней не было», — пишет Юлиус Пайер про остров Вильчека. Забегая вперёд, скажу, что нас остров Вильчека просто поразил. И кроме снега, скал и смерзшихся камней мы нашли там и огромные песчаные барханы, и красивые пляжи, и живописные базальтовые останцы.
А экспедицию Пайера и Вайпрехта в итоге спасли поморы. Австрийцы бросили судно во льдах и на шлюпах поплыли к Новой Земле. Где и встретились с русской шхуной «Святой Николай» капитана-промысловика из Сумского Посада Фёдора Ивановича Воронина. Воронин доставил исследователей в Норвегию и получил щедрые награды и от русского императора, и от австро-венгерского.
Уже в советское время двоюродный племянник Фёдора Воронина, Владимир Иванович Воронин, станет легендарным полярным капитаном. Будет участвовать в научных экспедициях Отто Юльевича Шмидта и организации полярной станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа (традиционная точка в маршрутах «Арктического плавучего университета»). Первым пройдёт весь Северный Морской путь за одну навигацию на ледоколе «Александр Сибиряков» в 1932 году.
Вот такой арктический сюжет, связывающий три столетия и несколько полярных экспедиций. В том числе и нашу.
Вечерний Кубастик
Вечером играем в перевертыши вместе с экипажем вертолёта. Не всё же с умным видом осваивать геологические термины и осознавать исторические параллели! Мы ещё можем превратить Колобка в Кубастика, Курочку-Рябу в Монохромную селедку, Спящую красавицу в Бодрого уродца, а Красную шапочку — в Чёрный плащ.
И ложимся спать. В три часа утра — вылет на остров Вильчека.
Фото: Юлия Смирнова.
Партнерами и спонсорами проекта «Арктический плавучий университет» являются Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, банк ВТБ, ПАО «Новатэк», ПАО «ГМК «Норильский Никель», Правительство Архангельской области, Русское географическое общество.