Дневники Арктического плавучего университета. День двадцать второй (14 июля 2023 г.)
Всем беломорский привет, на связи Алина Ромашова. Сегодня последний день экспедиции, оттого он очень трогательный и насыщенный. О засвеченных «мокрых булочках» и посвящении в полярники с потрясающими тостами и гениальным репом про Арктику — читайте в этом дневнике.
Реп и сказки
После творческого вечера, плавно перетекшего в творческую ночь, мы встретили потрясающей красоты рассвет в Белом море.
— Наконец-то солнце заходит и восходит! — говорили те, кто ещё не ушёл тогда спать. Красным заревом начался новый, последний день экспедиции.
Утром Анастасия Ломакина провела мастер-класс по работе с эпоксидной смолой для тех, кто хотел доделать свои изделия с северными цветочками и ракушками. Получились классные украшения, доказывающие, что учёные у нас — мастера на все руки.
Евгений Ермолов сегодня закончил свой цикл лекций, а психологи терпеливо ждали, пока все дорешают оставленную на последний момент кипу тестов. Кстати, за усердия участники исследования получили переводные тату, и теперь мы все «забитые»: у меня, например, лось на запястье, у Арины Морковских морж, у других чайки, медведи и надписи.
—Когда уже деревья будут? Так хочется берёзку обнять, — сказал мне за обедом сосед по столу. А вот уже совсем скоро, уже воздух другой даже, тайга и цивилизация всё ближе.
Пару дней назад на лекции у кого-то зазвонил телефон, и мы отреагировали на рингтон с таким восхищением и удивлением, будто в каменном веке жили до этого. Тогда признаки связи ещё были редкими, а теперь сеть ловит хорошо, все уткнулись в экраны.
— Личное общение закончилось что ли? — спросил Салем Джантюрк. — У меня ещё связь плохая, я готов поговорить о чем-нибудь!
Ажиотаж к звонкам и интернету снизился, потому что в полдник мы все собрались в баре на традиционный для АПУ ритуал — посвящение в полярники. Нас распределили на четыре группы, и мы отправились по станциям квеста. Ещё ведь додуматься надо было, куда бежать: наводки были в стиле «Туда, где появляется «Фрегат» или «Главная каюта экспедиции»...
На первой станции моей команде нужно было встать в цепочку и рисовать на спине спереди стоящего то, что рисуют тебе. Нам досталось изображение кита в наушниках авторства Артёма Пономарёва, который нарисовал его в Paint (как всегда потрясающее владение программой). Вся ответственность в передаче изображения по спинам лежала на мне, ведь замыкала колонну и первая чертила линии я. Наличие ногтей мне не помогло, Салем долго не понимал, что я ему пытаюсь выцарапать на футболке. В итоге до первого в цепочке, как раз Артёма, дошел совсем другой рисунок — усатая свинья. Тёма не узнал свое же творенье...
На следующей станции мы соединяли факты о каждом участнике экспедиции с именами. Пока Анна Трофимова проверяла выполненное задание, Артём отвлекал песнями команду, которая стояла в очереди. Гениальное решение. В итоге оказалось, что мы многое угадали, но что-то не успели.
В другой локации удалось сочинить сказку по трём фотографиям из экспедиции. Получилось произведение про Матвея, который пытался расколдовать возлюбленную-чайку. Затем мы придумали детектив про «ОПГ-шниц из АПУ», которые сломали подводных роботов Дани и Саши и были наказаны очками-кандалами. На этом мы свою литературную лавочку не прикрыли, потому что на станции Миши Ломова нам предстояло написать реп с определённым наборов слов про Арктику. Вот, что получилось:
Арктический петроглиф манил меня,
Об этом гаде не знал я ни фига.
Трубконосый труп заверну в ковер —
Никому не понять мой моржовый задор. («Арктика, Арктика» на бэк-вокале)
ЗФИ и Колгуев покорятся мне
Я петроглиф найду на любой... фигне. Ее-е
Эх, яблочко...
Безупречно, как я считаю, справившись со всеми заданиями, мы всем экспедиционным составом встретились на носу «Молчанова». Капитан Сергей Викторович достойно выдержал фотосессию в своей парадной форме на палящем солнце и тихо удалился. А мы перешли к главному, заключительному этапу.
Посвящение без яблок в АПУ — это уже не посвящение. Всё по стандарту: перед нами был таз, в котором плавали яблоки с апельсинами, без помощи рук нужно было всё съесть. Я знала об этой традиции и была готова съесть и яблоки, и свою помаду.
Два добровольца-дайвера у нашего тазика — Салем и Евгений Антонов — доставали фрукты, ныряя с головой в воду. А мы уже дальше пытались съесть. Правило «изо рта в рот получается микроб» на десять минут во Вселенной было приостановлено.
— Мужчины в мокрых футболках, как можно в этом не участвовать?! — высказался кое-кто.
Всё съели до единой косточки, один исследователь разошёлся и умудрился укусить сокомандницу. Но всё ради общей цели, конечно!
Некоторые стояли в стороне и не притронулись к яблокам, этим «особо брезгливые» расстроили организаторов. Анастасия Ломакина говорит, что такое впервые.
— Я стеснительный человек, поэтому мне сложно коммуницировать настолько близко с кем-то, — поделилась Саша Губина, но я попросила зрительскую оценку. — Салем просто что-то с чем-то: такое рвение к победе надо, конечно, иметь!
Надежда Зуева тоже полностью отдалась процессу:
— Было обидно, что кто-то с нами не разделил веселье. В целом, было очень кайфово! Первое, о чем я подумала: «Я же в очках, как я буду вылавливать яблоки?!». Это, как поток, нужно просто взять и плыть! — говорит она. У Надежды, как раз, я кусала яблоко чаще всего. Кажется, никто из нас не был так близко друг к другу, как сегодня.
—Мне очень понравилось. Если к таким вещам относиться проще, какая-нибудь совместная лёгкая глупость, по-моему, лучшее, что может сблизить людей, — считает Даниил Шушков. Сблизиться-то сблизились, а как потом расставаться будем — непонятно, тяжело ведь.
Но пока о весёлом: испитие забортной воды, «удар» книжкой по голове, подарки и рукопожатие с начальником экспедиции — ничего не упустили? А, и клятва!
«Вступая в ряды полярных исследователей, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь всесторонне изучать арктические архипелаги, исследовать и хранить их природные богатства, оберегать уникальный растительный мир высоких широт, зорко следить за численностью популяции птиц и животных, препятствовать загрязнению побережья Арктики, следить за чистотой северных морей, следить за изменениями климата, наблюдать за состоянием океана и морского льда, хранить культурное наследие, следить за состоянием памятников истории, оставаться пытливым исследователем и верным защитником Арктики. Клянемся, клянёмся, клянёмся!»
—Чтобы в вас пошла энергия Новой Земли и Баренцева моря, подходите сюда, — пригласил к себе поближе участников Александр Сабуров. Наконец у него есть официальная причина дать нам по головам. Впрочем, книга про Новую Землю прошлась по нам нежно.
— А откуда эта вода взята? Надеюсь, не из Белого моря, — поинтересовалась Александра Ершова.
—Конечно, нет, — ответила Екатерина Зотова.— Она из Баренцева. Честно-честно.
Самые смелые опустошали кружку до дна. Ну, что же, топ тостов, которые звучали перед глотками:
• Сила макрофитов пребудет с Вами! (Надежде Зуевой)
• За позитивных китов, весёлых, жизнерадостных! (Артёму Пономарёву)
• За устойчивое развитие местных сообществ. И за Бугрино, и за Варнек, за всех за нас! (Елене Владимировне...)
• За болгарских полярников! (Добромире Костадиновой)
• За непотопляемых «Леммингов» и «Полярников» (Даниилу Шушкову)
• За здоровье! Бодрого нам здоровьица! (Леониду Зубову)
• За чистые пляжи Арктики! (Александре Ершовой)
• За Баренца! Мы найдём Баренца! (Евгению Ермолову)
• За энергетику. Энергетики! «Рэдбулл» окрыляет! (Алексею Петрову)
• Чтобы сапоги были: и правый, и левый! (Артёму Хабиббулину)
• Чтобы жизнь была насыщенной, как видео на 360! (Александру Ермолину)
Это всё лирика
Заключительное «восьмичасовое собрание». Как последняя линейка в школе, как выпускной. Наш «классный» Александр Сабуров выдал трогательную речь, подытожив экспедицию.
— В этом году получился большой технический блок, мне кажется, что это находка была для всех: и ребята с роботами, и Артём, развеселивший всех китов вокруг «Молчанова», и Александр, который сигналы из космоса ловил, опять же северодвинские ребята, которые измеряли состояние судна, Норильск, который спасет энергетику Бугрина и на Варнеке.- перечислил начальник экспедиции.
С его слов, в этом году удалось соблюсти баланс совершенно разных исследований: от орнитологических до социологических, и при этом получить большое удовольствие от работы. Ещё у нас в рейсе уже стали появляться новые направления по сотрудничеству у разных учёных, это радует.
— Взаимная поддержка, живой, неподдельный интерес к смежным направлениям — мне кажется, это то не только как научная экспедиция должна действовать, а общество в миниатюре должно быть устроено. Такая совместная работа даёт гораздо больше плюсов, чем, если каждый будет действовать по отдельности в рамках своей специализации, — добавил Александр Алексеевич.
Коллектив экспедиции, вправду, стал очень дружным. Мы помогали товарищам и заботились о них не ради монеток, я уверена. Хотя они немного подсластили экспедиционные будни. Вечером у нас состоялся аукцион, и мы вернули все деньги в банк Анастасии Ломакиной. Взамен получили кружки, флешки, магниты и другие сувениры с плавучим университетом.
В рейсе у нас была коробочка для тайных и не очень писем, я её сделала посередине экспедиции, чтобы люди могли высказаться в таком анонимном формате. Сегодня достали оттуда последнее письмо, которое всех тронуло.
«Это самая невероятная поездка за мои последние 3-4 года. Она, действительно, чем-то напомнила летний лагерь. Горы впечатлений и тёплые воспоминания, которые толком словами не могу передать, останутся со мной надолго. В моем сердце навсегда, это точно. Большое спасибо всем, кто попал в этот рейс — вы потрясающие! Мне посчастливилось встретить и познакомиться, что немаловажно, с уникальными, смелыми, невероятно умными, трудолюбивыми, прекрасными, такими творческими людьми. Вы звёзды безумной красоты и благодаря вам мой мир озарился ярким и тёплым светом. Спасибо, всех обнимаю».
Мы подвели итоги фотоконкурса. Самой забавной, конечно, стала номинация «Мокрые булочки» (если что, она не подразумевала категорию контента 18+, а просто собрала самые яркие снимки с попами участников). Были номинации с улыбками, цветами, животными и морем. Мы долго смотрели конкурсные фотографии без подписи авторов, чтобы было честнее, и голосовали бумажками с номерами. Среди победителей — Евгений Антонов, Александра Губина, Всеволод Ильин и, на удивление, я. Думаю, позже вы увидите наши арктические фотошедевры.
К слову, я уже пересматриваю видео и фото из Арктики, уже скучаю по брождениям по Вайгачу, подъему к Леднику Шокальского, береговому мусору, уютным вечерам в кают-компании и, якорь мне в печень, по качке. Счастлива познакомиться с прекрасными людьми, работать с весёлыми, но справедливыми организаторами и коллегой Ириной Скалиной, чьи дневники каждый раз читала взахлеб и некоторые ни раз. Как и ожидалось, для меня АПУ — это счастье и неповторимый опыт. А что такое АПУ для других участников экспедиции, вы узнаете совсем скоро, я с вами не прощаюсь!
Партнёрами и спонсорами проекта являются Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, банк ВТБ, ПАО «Новатэк», ПАО «ГМК «Норильский Никель», Правительство Архангельской области, Русское географическое общество.