Дневники Арктического плавучего университета. День шестнадцатый (8 июля 2023 г.)
Всем пламенный привет от участников «Арктического плавучего университета». Шестнадцатый день прошёл на низком старте перед высадками, и только одна из двух состоялась — в Бухту Витней. Об эволюции внутри АПУ и подземной фотосессии расскажу сегодня я, Алина Ромашова.
Непростой денёк выдался у исследователей Арктики сегодня: кто-то рыл снег лопатой, а кое-кому пришлось палку-копалку сооружать самому. Рассказываю, до чего дошёл прогресс в нашей команде.
Деградация или эволюция: что и над кем взяло верх?
Знаете, есть мем «за несколько лет Ольга из роковой красотки превратилась в грязную, голодную...» и так далее. Вот такими же словами себя описывали парни из береговой группы, фигурально, конечно. В чём же дело?
Во-первых, лемминги сегодня без дела, потому что оба робота сломались. «Полярник» протёк, и с водой в корпусе его запускать, мягко говоря, нежелательно. А у «Лемминга» не работает двигатель, металлическому зверьку срочно нужна ювелирная операция с проводами. И всё это выяснилось уже по прибытию на сушу. Хотя, что не делается, всё к лучшему, ведь Даниил с Александром приехали как раз за тем, чтобы испытать своих подопечных и выяснить нюансы запуска робота в Арктике. Получите, распишитесь.
Андрей с Артёмом сверлили очередную деревяшку. Всё по накатанной: отсверлил, отодрал, положил в пробирку с морской водой и охлопнул ладошки. Эти колбочки отправятся на изучение генетической информации. Важно было взять материал именно в Арктике, потому что Андрей в поисках психотолерантных микроорганизмов — для поддержания тепла таким нужна комнатная температура, когда у термо- и мезофильных градусы в разы больше.
— Мы эти куски древесины поместим на питательные среды, содержащие целлюлозу, и те бактерии, которые целлюлозу разрушают абсолютно точно, на них вырастут. А кто нет — отсеются, — говорит наш биотехнолог Андрей. Такие бактерии могут послужить основой промышленных процессов и позволят производствам сократить химическую составляющую, уменьшить штрафы за негативное воздействие на экологическую обстановку.
Когда парни освободились, присоединились к «леммингам» и устроили соревнования. Сначала на меткость: кто попадёт камнем в воткнутую в землю палку. Заметила их стратегию: со временем они подходили всё ближе к цели и брали булыжники всё больше и больше. Когда подустали, Артём Пономарёв просто приволок бревно и кинул его на палку. В яблочко.
— Вы ведёте какой-то счёт, чтоб узнать кто лучший? — спросила я ребят.
— Нет, счёт у нас ещё не изобрели, — ответили парни, прикидываясь аборигенами.
Затем они решили, что нужно прогрессировать и начали придумывать орудия труда. У них отлично получилось вставить острые камни в щели палок, получились забавные штуки. Хотели сделать рогатку, но резинки не нашлось, а из белья в итоге вытащить не решились. Артём связал вместе две изогнутые коряги влажной салфеткой, чтобы получилась... не знаю что, какая-то коряга нового класса.
— Смотрите, не оставляйте это так, а то Александра Ершова сама вас тут оставит. Убираться... — прокомментировала я. А в ответ — понимающий взгляд Артёма.
Что ещё
Команда Александры Ершовой сегодня убирала отходы в двух зонах: на прошлогодней территории и на новой. Отходов на берегу совсем немного, и это радует.
— Ты все самое интересное пропустила! Мы нашли целый ковёр, российский флаг и мяч для гольфа, — сказал мне Тимофей, когда наши группы объединились.
Не увидела я ещё кое-что: группа на снежнике сегодня выкопала самый большой за эту экспедицию шурф (яму для работ) в высоту почти с Сашу Гордейчика.
— Я попросил выкопать буквально полтора метра, а Саша целый колодец вырыл, — смеется Максим Червяков. Конечно, ребята не упустили возможность использовать её как локацию для смешных фото и видео.
Группа, которая ходила на озёра, наткнулась на норки леммингов. Надежда Зуева даже попыталась просунуть туда телефон и что-нибудь снять в ночном режиме, но не получилось. Зато ей удалось снять Юру с камнем, точнее «яйцом динозавра». Вместе с Евгением Ермоловым исследователи посетили место зимовки Баренца. Говорят, стоит.
Вечерняя высадка в Бухту Мурманца отменилась из-за больших волн, поэтому вечер мы провели уютно — за просмотром фильма с вкусняшками.
— Волны больше полуметра высотой и ветер с порывами 10 м/с и выше. Они могут повредить лодку при спуске с борта «Профессора Молчанова» и при высадке на берег, не говоря уже про возможную опасность для её пассажиров, — сказал Александр Сабуров.
Бонус-трек про доброту
Мои пальцы один за другим покрываются пластырями, и я уже боюсь, что к концу рейса для аппарата психологов не останется ни одного.
У меня довольно длинные ногти, к которым я очень привыкла и живу с ними душа в душу, но вот один боец решил сдаться ещё на моей первой высадке на Вайгач — пошла трещина прямо под корень. Через неделю пришлось его безжалостно оторвать, без крови не обошлось. Опущу подробности.
Пришла лисой к нашему Айболиту Леониду Александровичу за хлоргексидином. Он посмотрел и начал копошиться в своих шкафчиках. И мазь достал, и пластыри, и салфетку какую-то волшебную.
— Сразу пока отрезать не будем, на первый раз обойдемся, — говорит он с серьезным видом.
— Кого?
— Фалангу, конечно, — ответил доктор.
Он сделал на кушетке для меня целый операционный стол, и мы замотали мой палец, еще и резиновый напальчник сверху надели, красота!
— Голову-то не будем перебинтовывать? — сказал Леонид Александрович. Как говорит мой редактор на работе: если вы слышали чаек, это не они — это эхо моего крика.
На этом приключения не закончились. Сегодня, сев в лодку, я случайно заметила, что вся моя ладонь и в особенности безымянный палец правой руки в крови. Я запачкала даже что-то вокруг себя и бродни. Возможно, я срезала кусочек кожи, когда спускалась по трапу, при этом боли особо не чувствовала.
Когда красную руку увидела Добромира, которая сидела рядом со мной, с ужасным удивлением на лице поспешила дать мне салфетки. Кровь не останавливалась. Мы вылезли из лодки, и у Алексея Никифорова я попросила пластырь. Он через рацию нашел Анну Николаевну Трофимову, взял у неё пластырь, принёс и заклеил рану.
Да, это не перелом, не колото-резаная, но даже к таким мелочам люди в экспедиции относятся серьёзно и непосредственно. Спасибо вам, что вы такие!
Партнёрами и спонсорами проекта являются Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, банк ВТБ, ПАО «Новатэк», ПАО «ГМК «Норильский Никель», Правительство Архангельской области, Русское географическое общество.