Дневник второго рейса Арктического плавучего университета-2023. День пятый (8 июля). День рождения «Михаила Сомова»
У нас сегодня праздник — день рождения «Михаила Сомова». Наш дом на время экспедиции, легендарное научно-экспедиционное судно, отмечает 48-летие. А я, Юлия Смирнова, продолжаю вести дневники второго рейса «Арктического плавучего университета», с борта этого героя и настоящего трудяги.
Герой и трудяга
8 июля 1975 года на только что спущенном на воду судне «Михаил Сомов» подняли советский флаг. Дизель-электроход вошёл в состав флота Арктического и Антарктического НИИ (а это тоже не чужие нам люди, исследователи ААНИИ постоянно участвуют в экспедициях «Арктического плавучего университета»). Совершил более двадцати рейсов в Антарктику. Трижды дрейфовал в антарктических льдах, в 1977, 1985 и 1991 годах.
Вы наверняка смотрели фильм «Ледокол» — так вот, его создатели вдохновлялись реальными событиями драматического дрейфа зажатого льдами «Сомова». Но все же в блокбастере много режиссёрской фантазии, и снимался он совсем на другом судне. Так что для вечернего киносеанса мы выбрали документальный фильм «Западня для ледокола».
С 2000 года «Михаил Сомов» — во флоте Севгидромета. Занимается северный завозом, снабжает полярные метеостанции и поселки топливом и продуктами. Доставляет сотрудников и увозит домой тех, кто отработал свою вахту.
А вахты в Арктике долгие — на остров Хейса, например, самой северной метеостанции России, график работы «год через год». Я даже не представляю эмоции полярников, когда через 12 месяцев на рейде появляется черно-красный силуэт «Михаила Сомова». Кстати, сейчас на борту вместе с нами милые дамы-метеорологи и португальская овчарка Тося. Едут на остров Хейса. Не боятся — опыт уже есть, восемь зимовок на Шпицбергене.
В научные экспедиции «Михаил Сомов» тоже продолжает ходить. Либо совмещает северный завоз с исследованиями, как в нашем рейсе «Арктического плавучего университета». Это, кстати, уже третья экспедиция АПУ на «Сомове».
Замены заслуженному судну в Арктике пока нет. Так что — с ещё раз с днем рождения и долгих лет! С такими пожеланиями руководитель экспедиционного отряда АПУ Людмила Драчкова вручила подарки капитану НЭС Виктору Ивановичу Гилю.
Есть ли «чужие» на полярных станциях
Но праздник праздником, а работа работой. Команда «Сомова» занимается разгрузкой на метеостанции Мыс Константиновский. А команда «Арктического плавучего университета» осваивает геологию и биоморфологию.
Антон Шманяк из Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А. П. Карпинского прочитал лекцию «Геологическое картографирование в Арктическом регионе».
Юрий Бобров, заведующий кафедрой экологии и геологии Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, познакомил нас с экологической морфологией растений как самостоятельной научной дисциплиной — этот раздел ботаники изучает жизненные формы растений.
В нашем рейсе у Юрия Боброва две цели:
— Первая — описать жизненные формы островной флоры, они в большинстве своём не изучены, — рассказывает Юрий Александрович. — Вторая — исследовать, что растёт на полярных станциях и рядом с ними из местной флоры. И, возможно, что-то принесено человеком. Как учёный я все больше «дрейфую» в сторону биоразнообразия урбанизированных территорий и чужеродной флоры. Считается, что на местах наших высадок чужеродной флоры нет. Возможно, это действительно так, но может и нет- важно проверить самому и на месте. Если здесь формируются сообщества растений, их можно, например, дублировать в парках северных городов.
Карты, пляжи, два ствола
И как бы хороши не было на «Сомове» — уже очень хочется слетать на землю! Первая высадка планируется завтра, у полярной станции Белый нос на берегу пролива Югорский Шар. Изучаем карту местности, планируем, как разделиться на группы.
Как форсировать речку? Бродни надеть или трекинговые ботинки? Где тут птичьи базары? Далеко ли до озера? Идём на пляж? Правильный ответ — да! Но не загорать, а изучать морской мусор, это постоянная тема в экспедициях АПУ. Что делать с оленьими рогами и черепами? И есть ли там белые медведи?
Про «два ствола» в заголовке не для интриги — с нами два вооружённых инспектора. И их главная задача не допустить встречи учёных с «умками».
«Свалить не хочется»
Впечатлениями от рейса делятся соседки по «девичьей» каюте — все они впервые в морской экспедиции:
Антонина Носова, студентка Российского государственного аграрного университета — МСХА им. Тимирязева:
— Я думала, условия будут жёстче. И что кормить будут как в самой жуткой столовке. А тут вкусно! Спать, правда не дают — на вахты будят (Тоня наблюдает за птицами и морскими млекопитающими. — Ю. С.). Ещё я ждала, что будет больше качать. Когда началась первая слабенькая качка, я подумала, что это просто меня от недосыпа ведёт.
Арина Бартова, ведущий геолог центра морской геологии, литогеодинамики и минерагении осадочных бассейнов Всероссийского геологического научно-исследовательского института им. Карпинского:
— У меня есть большой опыт работы на земле, а на судне я в первый раз. Очень удобно, что не капает дождь и не протекает палатка. Очень нравится наш дружеский коллектив. Я однажды в поле попала в такой, что хотелось поскорее свалить. А свалить было нереально — Чукотка, побережье Восточно-Сибирского моря. Отсюда свалить не хочется. У меня даже не было процесса привыкания к людям. Приехала, и все уже родные.
Анна Быкова, магистрантка географического факультета МГУ им. Ломоносова:
— Это удивительно на самом деле! В этой экспедиции меня не покидает чувство, как будто я всех знаю уже очень давно.
Партнерами и спонсорами проекта «Арктический плавучий университет» являются Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, банк ВТБ, ПАО «Новатэк», ПАО «ГМК «Норильский Никель», Правительство Архангельской области, Русское географическое общество.
Фото: Юлия Смирнова, Вера Вакулова
narfu.ru