Дневник второго рейса Арктического плавучего университета-2023. День третий (6 июля). Поиски рек в океане и хитрых полярных бактерий
«Михаил Сомов» чинно и плавно и идёт по своему маршруту — обогнули Канин Нос, пересекли Чёшскую губу, встали на якорь у устья Индиги для разгрузки. На синем фоне неба нарисовались живописные грозовые облака, а к вечеру спустился туман. О да, знакомые декорации для каждого, кто не в первый раз в полярной экспедиции! В кают-компании сразу же начались воспоминания: кто на каких островах застрял из-за тумана, а кто вообще не смог высадиться, «Арктический плавучий университет» входит в размеренный ритм образовательной программы. Сегодня — две интереснейших лекции утром и познавательное кино вечером. А дневники второго рейса АПУ по-прежнему веду я, Юлия Смирнова.
Полярная микробиология
Кровавые водопады в Антарктиде. Страшные вирусы, оттаивающие из вечной мерзлоты. Красный снег, в котором живут микроскопические водоросли с мощнейшими антиоксидантами. И даже поиски жизни на Марсе с помощью бактерий, умудряющихся существовать на камнях арктических островов.
Все это — полярная микробиология. И ей была посвящена первая сегодняшняя лекция.
В «Арктическом плавучем университете» за микробиологию отвечает Артемий Гончаров — учёный с мировым именем, доктор медицинских наук, заведующий лабораторией функциональной геномики и протеомики микроорганизмов Института экспериментальной медицины. Участник двух антарктических и множества арктических экспедиций. В АПУ он уже в третий раз.
— С момента основания Императорского института экспериментальной медицины многие исследователи работали в высоких широтах, — напомнил Артемий Евгеньевич. — Яркий пример — академик Борис Лаврентьевич Исаченко, с которого и началась полярная микробиология и систематическое изучение бактерий океана в нашей стране. Во время легендарного дрейфа на ледоколе «Сибиряков» в 1932 году он собирал образцы и изучал микробиологическую составляющую воды Северного Ледовитого океана.
Антибиотики для белых медведей
Почему современным учёный интересны полярные микроорганизмы?
— Полярные регионы нашей планеты чувствительны к природным и климатическим изменениям, и это отличный полигон для изучения эволюции патогенных микроорганизмов, — объясняет Артемий Гончаров. — В том числе потенциальных новых возбудителей инфекционных заболеваний. Мы заинтересованы в создании прогнозных моделей: что будет происходит дальше при активном освоении Арктики человеком и изменениях климата.
В этом рейсе основная задача — изучение чужеродной биоты, попадающей в Арктику с перелётными птицами. Постараюсь собрать пробы на птичьих базарах и в колониях птиц. И провести первичный скрининг на присутствие бактерий с факторами патогенности и устойчивости к антибиотикам. Отчасти это продолжение тех находок, которые были сделаны в «Арктическом плавучем университете» в 2021 и 2022 годах. В микробиоме белого медведя с Земли Франца-Иосифа мы нашли несколько патогенных иерсиний (иерсинии — род бактерий, к которым относится в том числе и возбудитель чумы Yersinia pestis. — Ю. С.) с геном антибиотикорезистентности. Это показатель того, что человек вторгается в биосферу даже на самых отдалённых территориях.
После лекции я заглянула в лабораторию к Артемию Гончарову — у него уже кипит работа, готовы питательные среды с антибиотиком, где после высадок «поселятся» микроорганизмы. Золотистое желе в прозрачных баночках выглядит аппетитно. Но не всем оно понравится!
— Я взял с собой разные антибиотики. Расти в этих средах будут только те микроорганизмы, которые к ним устойчивы, — рассказывает Артемий Евгеньевич.
Куда текут реки
Не менее интригующий план на нашу экспедицию — у Владимира Холодова, заведующего отделом биологии и биохимии почв Почвенного института им. В. В. Докучаева. Он сегодня читал лекцию «Органическое вещество и климат». А в рейсе будет отбирать образцы органического вещества, выделять его из почв и сравнивать с тем, что содержится в водах сибирских рек и Северного Ледовитого океана. Зачем?
— Интересна геохимическая связь между почвами и водами. Наши великие реки вливаются в шельфовые моря и Северный Ледовитый океан. Формируются линзы пресной воды, который куда-то мигрируют. Куда именно, вопрос важный и пока спорный. Есть мнение, что вода от Лены, например, движется к Северному полюсу, а от Енисея — скорее на восток вдоль побережья Таймыра, — делится подробностями Владимир Холодов. — Уточнение направлений течений в Северном Ледовитом океане, судьбы пресноводных стоков и плюмов, их сезонных и многолетних особенностей актуально для понимания множества процессов, происходящих на нашей планете. Ведь Арктика — кухня погоды.
— Органическое вещество для решения этой задачи весьма перспективно- продолжает Владимир Холодов. — Теоретически мы можем взять воду и сказать, из какой она реки. У меня есть идея разделить плюмы Оби и Енисея. Как? По особенностям почв. В истоках Оби достаточно много чернозёма, а на Енисее его почти нет. Если получится определить потоки этих двух рек, с остальными будет уже проще.
Виртуальная Арктика
А ещё сегодня мы побывали в тех местах, куда в этой экспедиции вряд ли попадём. Хотя кто знает, Арктика непредсказуема...
Вечером смотрели фильм проекта «Чистая Арктика» — о том, как убирали мусор на острове Хейса, у самой северной в России метеостанции на Земле Франца-Иосифа. «Арктический плавучий университет» высаживался там в 2021 и 2022 годах.
И совершили виртуальную экскурсию на новоземельский мыс Желания. Ее сняли наши коллеги, работающие сейчас на судне «Профессор Молчанов» в первом рейсе АПУ: Анна Трофимова, Анастасия Ломакина и Ирина Скалина. Как будто и повидались!
Фото: Юлия Смирнова, Артем Лазарев
narfu.ru