Новости

Образование и работа в Арктике: какие нужны компетенции и навыки, обсудили на ПМЭФ

На стенде «Арктика — территория диалога» Петербургского международного экономического форума прошла сессия на тему «Человеческий капитал для покорения Арктики». Эксперты обсудили какие кадры нужны Арктике, какими надпрофессиональными компетенциями должны обладать новые покорители Арктической зоны и где готовить таких специалистов.

Образование и работа в Арктике: какие нужны компетенции и навыки, обсудили на ПМЭФ

В дискуссии приняли участие исполнительный директор по социальному развитию АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Гасан Гасанбалаев, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова Елена Кудряшова, руководитель проектного офиса АНО «Чистая Арктика» Андрей Нагибин, ректор Заполярного государственного университета Евгений Голубев, ректор Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова Анатолий Николаев, ректор корпоративного университета «Норильский Никель» Роман Чураевский. Модератором дискуссии выступил заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» Дмитрий Гужеля.

— Арктика находится в великом приоритете, но важно то, что для работы в Арктике самое важное — это люди, то, что движет нас вперед, развивает. Наш разговор будет посвящен людям, которые нужны для того, чтобы работать в Арктике, — подчеркнул, открывая дискуссию, Дмитрий Гужеля.

Эксперты выразили свое мнение о том, чем отличаются люди, которые должны работать в Арктике, от остальных, какие компетенции, какие базовые знания, какие ценности должны в них проявляться. По мнению участников, люди, которые работают в сложных условиях, должны любить природу, свою страну; это добрые, хлебосольные люди, которые держатся вместе, северяне не подведут; умение работать в команде, так как любая задача в Арктике — это вызов, кросс-культурная коммуникация, знание местной культуры и традиций; умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям, быстро реагировать на чрезвычайные ситуации, умение оказывать помощь.

В формате живой дискуссии спикеры обсудили профессиональные и надпрофессиональные компетенции специалистов и как университетам встроиться в эту систему, чего не хватает, для того чтобы готовить специалистов, которые удовлетворят потребности работодателей.

— Подготовить хорошего специалиста для Арктики без очень тесного взаимодействия с работодателями практически невозможно. Мы как федеральные университеты имеем право формировать свои собственные образовательные стандарты, программы, и мы делаем это как раз в единстве с работодателями. Например, в нашем филиале в Северодвинске мы организовали с работодателями системную профориентационную работу, начиная с детского сада. У нас есть своя профильная смена по судостроению в ВДЦ «Орленок», куда приезжают дети из разных городов России. Мы единственные в стране сохранили систему завод-втуз, там ребята учатся 5,5 лет, 60% учебного времени — это теория, 40% — практика на предприятиях. И когда студент поступает на судостроительные специальности, его тут же берет на работу то или иное предприятие. Наряду со стипендией ребята получают зарплату. По факту мы имеем 100-процентное трудоустройство, — рассказала ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова Елена Кудряшова.

Эксперты обратили внимание и на необходимость проведения широкой профориентационной работы, и целевая аудитория этой деятельности — не только школьник, но и родитель.

— Когда мы спросили родителей и детей, живущих в Норильске, о чем они переживают, то они ответили, что волнуются, сможет ли их ребенок трудоустроиться после окончания обучения. То есть ключевой вопрос не «в каком вузе и на какой специальности учиться», а «буду ли я жить в Арктике или нет?» и это уже серьезнее, чем просто пересмотр профессиональной программы, — поделился мнением ректор корпоративного университета «Норильский Никель» Роман Чураевский.

Модератор дискуссии поинтересовался у экспертов, за какое время формируется заказ на специалистов в вузе.

— Горизонт планирования у вузов и у компаний разный. Мы опрашивали компании, какие специалисты нужны на перспективу. Крупные игроки могут ответить на этот вопрос, в компаниях поменьше сложно спрогнозировать на 5–6 лет вперед. Сейчас мы используем другой подход — анализируем отрасли, прогнозы на выбытие кадров и формируем прогноз на 5–7 лет, это помогает нам взаимодействовать и с Минобрнауки, с Минпросвещения, формировать бюджетные места, контрольные цифры приема в вузах и колледжах, — отметил исполнительный директор по социальному развитию АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Гасан Гасанбалаев.

Далее эксперты поделились позицией о готовности университетов соответствовать задачам, которые ставят корпорации и сама Арктика в части профессиональных компетенций выпускаемых специалистов. САФУ — является одним из экспертных вузов, регулярно изучающих кадровую потребность арктических регионов.

— Мы вместе с Петрозаводским университетом на протяжении нескольких лет проводили серьезные исследования о кадровой потребности для арктических регионов, для арктического бизнеса и промышленности. На сегодняшний день есть потребность около 182 тысяч вакансий до 2035 года по разным промышленным отраслям, бизнесу, есть каталог перспективных арктических профессий. На территории арктической зоны расположено 19 вузов и филиалов и 98 учреждений СПО и их филиалов. А контрольные цифры приема, т. е. бюджетные места, покрывают только 59% выпускников 9-11 классов. Это значит, что остальные, чтобы получить образование на бюджетном месте, должны выезжать из арктических регионов. Было правильно увеличить количество бюджетных мест, — отметила Елена Кудряшова.

Завершая дискуссию, Елена Кудряшова поделилась опытом, что делает университет, чтобы минимизировать разрыв между запросом работодателей и возможностями студентов:

— Вместе с губернатором Архангельской области мы создаем экосистему довузовского профориентационного образования, которая включает в себя Дом научной коллаборации, модельный детский сад, университетская гимназия. Это интересная сетевая структура, которую мы для себя назвали Большой сетевой детский университет «Арктический Сириус», который обязан давать надпрофессиональные компетенции и организовывать профориентационную работу, чтобы ребята полюбили Арктику. Что связано со студентами, то здесь мы плотно работаем с Центром компетенций платформы «Россия — страна возможностей», — добавила ректор САФУ.

Эксперты пришли к общему мнению, которое сформулировал модератор дискуссии Дмитрий Гужеля.

— Сегодня, как минимум, можно выделить четыре больших пункта, которые могут войти в нашу практику. Первая история, которая была озвучена, — это завод-втуз как одна из моделей практической работы, постараться распространить ее разными путями. Второй пункт — менять ситуацию с контрольными цифрами приема (КЦП), с бюджетными местами. Если мы хотим обеспечить потребности Арктики в тысячах ребят, то просто так мы их туда не завезем, к этой теме нужно подключать самые разные вещи, связанные и с КЦП, и, возможно, с выделением отдельного трека, например, в таких проектах, как «Больше, чем путешествие». Чтобы ребята приезжали в регионы Арктики, знакомились с производством и потом приезжали туда работать. Еще одна история касается совмещения проекта «Чистая Арктика» и работы университетов. Мне кажется, эту тему тоже нужно активно разрабатывать, внедрять, постараться договориться с университетами. Надеюсь, что с корпоративными университетами и с корпорациями мы проработаем историю по надпрофессиональным компетенциям, которую платформа «Россия — страна возможностей» совместно с Минобрнауки внедряет сейчас во всех вузах, чтобы корпорации использовали эти навыки, помогая их прокачивать, — подвел итог дискуссии заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» Дмитрий Гужеля.

narfu.ru