Новости

Главные события 2022 года в российской Арктике

Итоги года: значимые события, которые происходили в АЗРФ в 2022 году.

Запущена крупнейшая в АЗРФ Кольская ветроэлектростанция

Первая очередь самой крупной в АЗРФ Кольской ветроэлектростанции введена в коммерческую эксплуатацию в начале декабря. Запуск станции имеет важное значение не только для Мурманской области, но и для российской Арктики в целом. Это — первый в АЗРФ столь масштабный пример использования возобновляемой энергии ветра для замещения мощностей, работающих на углеводородном топливе. Ветропарк сможет ежегодно вырабатывать порядка 750 ГВтч, что позволит предотвратить выброс до 600 тыс. тонн СО2 в год. В случае, если проект продемонстрирует свою экономическую и экологическую эффективность, следует ожидать его масштабирования на другие заполярные регионы страны.

В Северном Ледовитом океане начали создавать модернизированную сеть гидрометеорологического мониторинга

Дрейфующие и стационарные измерительные приборы, которые станут элементами сети, будут смонтированы в определенных районах Северного Ледовитого океана (в том числе вдоль Севморпути) до 2024 года. Увеличение числа буев существенно расширит покрытие системы, что позитивно скажется на точности прогнозов, которые разрабатываются Росгидрометом. Это позволит специалистам получать ежечасные прямые наблюдения о ледовых и метеорологических параметрах в макрорегионе, что объективно повысит точность прогнозов для безопасной навигации, дав возможность корректировать маршруты судов в реальном времени.

Ледокол «Урал» принят в эксплуатацию, атомоход «Якутия» спущен на воду

На атомном ледоколе проекта 22220 «Урал» 22 ноября прошла церемония поднятия государственного флага — атомоход передан в эксплуатацию. А атомный ледокол «Якутия» был спущен на воду. На «Балтийском заводе» продолжается сооружение двух судов серии — упомянутого атомохода «Якутия» и ледокола «Чукотка», которые должны быть сданы в 2024 и 2026 годах соответственно.

Подготовлен законопроект о северном завозе

Минвостокразвития в начале ноября внесло на рассмотрение правительства России проект закона «О северном завозе». Документ был предварительно согласован с профильными органами исполнительной власти и заинтересованными субъектами РФ и прошел процедуру общественного обсуждения. Законопроект дает официальное определение понятию «северный завоз», регулирует его процедуры, очерчивает круг участников данного процесса, разграничивает их полномочия. Подготовленный законопроект носит ключевой характер в контексте жизнеобеспечения и развития Крайнего Севера России и, в частности, Арктической зоны. Преодоление стихийного характера северного завоза, систематизация и ясное прописывание его процедур — залог устойчивого снабжения Заполярья, мощный фактор стабильности социально-экономического положения удаленных территорий.

Два крупнейших вуза АЗРФ объединятся в Мурманский арктический университет

В ноябре был запущен процесс создания Мурманского арктического университета, который к апрелю 2023 года будет образован путем слияния Мурманского арктического государственного университета (МАГУ) и Мурманского государственного технического университета (МГТУ) — двух самых крупных вузов АЗРФ. Благодаря планируемому объединению в российской Арктике возникнет мощный научно-образовательный центр, сочетающий техническое и гуманитарное начала. А интеграция программ обучения и кадровых повесток ведущих работодателей Заполярья позволит существенно актуализировать преподаваемые знания, повысить их практическую ценность.

Правительство инициирует переход Арктической зоны на более экологичные виды топлива

В Заполярье начнут переход на экологически чистые виды топлива и примутся за модернизацию очистных сооружений. Эти и другие мероприятия по минимизации загрязнения в АЗРФ предусмотрены правительственным распоряжением, утвержденным в конце октября. План включает 13 мероприятий по снижению объема выбросов в атмосферу и сбросов в морские и речные акватории российской Арктики. Среди таких мероприятий — конкретные шаги по сокращению использования угля и мазута в качестве топлива, а также по модернизации котельных и ТЭЦ в целях их перевода на природный газ, биотопливо, древесные пеллеты и щепу.

Завершилось проектирование научной полярной станции «Снежинка»

Проект станции «Снежинка», которая разместится в Ямало-Ненецком автономном округе, передан в середине октября на рассмотрение Главгосэкспертизы. Возведение объектов «Снежинки» может начаться уже в 2023 году, а в эксплуатацию она будет сдана в конце 2025 года. Этот флагманский проект нацелен в первую очередь на разработку прикладных технологий, ориентированных на снижение экологического воздействия человека на природу Арктики, сокращение карбонового следа, повышение энергоэффективности. В свою очередь, внедрение данных перспективных разработок станет крупным шагом в направлении достижения целей устойчивого развития за полярным кругом.

Дрейфующая станция «Северный полюс» начала работу

Экспедиции «Северный полюс-41» официально дан старт — ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) в начале ноября ошвартовалась у кромки ледового поля в акватории Северного Ледовитого океана, а ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), прибывшие на этом уникальном судне, приступили к исследовательской работе на дрейфующей льдине. Центральная задача экспедиции — проведение климатических наблюдений. Они помогут не только лучше понять, как именно меняется климат в высоких широтах, но и улучшить прогностические возможности метеорологической науки.

Начался новый этап развития Северного морского пути

План развития Севморпути до 2035 года был одобрен правительством России в начале августа. Предусматривается, что к 2024 году по СМП, который начнет работать круглогодично, будет перевозиться чуть более 90 млн тонн грузов. К 2030 году этот объем составит 216,5 млн тонн, а к 2035 году — уже 238,1 млн тонн грузов в год. Общий объем финансирования мероприятий плана составляет порядка 1,8 трлн рублей. Одновременно в госкорпорации «Росатом» было учреждено «Главное управление Северного морского пути» («Главсевморпуть»). Новые нормы позволяют «Росатому» накладывать «вето» на прохождение судов, которые не соответствуют критериям, предъявляемым в контексте осуществления ледовой проводки, что важно в свете грядущего перехода СМП на круглогодичный режим работы, постоянного роста тоннажа перевозимых грузов и увеличения значения транзитной составляющей, предполагающей увеличение частоты появления на Севморпути иностранных судов. В итоге, по мнению главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, Севморпуть должен помочь осуществить «разворот на Восток» российской экономики.

На проекте «Восток Ойл» начато эксплуатационное бурение

На Пайяхском кластере арктического проекта «Восток Ойл» в конце июля началось эксплуатационное бурение скважин. Оператор проекта — «Роснефть». Это один из наиболее перспективных углеводородных проектов российского Заполярья. Его ресурсная база обеспечивается за счет 13 крупных месторождений нефти и газа (в том числе Ванкорского и Пайяхского кластеров), расположенных на Таймыре и в Ямало-Ненецком автономном округе. На балансе «Восток Ойл» находится более 6 млрд тонн премиальной малосернистой нефти, которая отличается повышенными характеристиками качества и соответствует высоким критериям экологичности.

В Кольском Заполярье запущен самый крупный производственный цех России В поселке Белокаменка в Мурманской области в конце мая начал работу цех финальной сборки производственных модулей для морских комплексов по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа. Объект расположен на территории Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) — резидента АЗРФ и ТОР «Столица Арктики». Цех представляет собой помещение 93 метра в высоту, 280 метров в длину и 345 метров в ширину, а его объем составляет более 9 млн кубометров. Цех финальной сборки состоит из пяти пролетов, в каждом из которых может одновременно собираться по три модуля верхних строений морской платформы — плавучей базы для производства СПГ.

На ямальском шельфе будут работать отечественные энергетические установки

«Ростех» в конце апреля сообщил о разработке первой российской энергоустановки для морских добывающих платформ — ГТА-8. Двухтопливный газотурбинный агрегат был создан специально для эксплуатации в экстремальных арктических условиях. Энергетическая установка способна выдерживать температуры ниже —50 градусов. А возможность использования дизельного или газового топлива по выбору обеспечивает гибкость и безопасность применения агрегата на морских объектах.

Стартовала подготовка к освоению литиевого месторождения Колмозерское в Мурманской области

«Норникель» и «Росатом» в апреле подписали соглашение о сотрудничестве, предполагающее взаимодействие двух компаний в планируемом освоении литиевого месторождения Колмозерское. Стороны предполагают создать совместное предприятие на паритетных основаниях, которое сможет участвовать в аукционе на получение лицензии на разработку месторождения. Сейчас этот крупнейший ресурсный объект находится в нераспределенном фонде и содержит до 18,9% отечественных запасов лития. А в июне начались консультации с коренными народами Севера по проекту разработки месторождения. В добросовестных предварительных консультациях участвовали представители коренных народов Севера (саамы, коми и ненцы), ассоциаций и общественных организаций саамов, а также представители оленеводческих хозяйств, органов власти, госкорпорации «Росатом» и независимые эксперты в области прав коренных народов.

Получено согласие жителей Тухарда на программу переселения Соглашение о даче свободного, предварительного и осознанного согласия (СПОС) жителей Тухарда на программу переселения и развития поселка было подписано в начале марта Советом представителей поселка и компанией «Норильсктрансгаз». Процедура СПОС впервые в российской Артике прошла на Таймыре по инициативе «Норильского никеля». Процедура, осуществляемая в соответствии с международными стандартами, направлена на соблюдение прав коренных народов при переселении на новое место жительства. Финансировать строительство нового поселка и переезд жителей будет «Норникель», завершить строительство планируется в 2026 году. Все дома будут безвозмездно переданы в собственность новых жильцов. Предлагаются и альтернативные варианты, включая приобретение жилья в других поселках Таймыра и городе Дудинке.

Новое оптоволокно соединило населенные пункты в нескольких арктических регионах

Строительство первой волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) между ямальскими городами Салехард и Лабытнанги было завершено в середине февраля. Линия протяженностью в 25 км, которая частично прошла по дну реки Оби, позволила связать оптическую инфраструктуру в ЯНАО с узлами компании «МТС» в Республике Коми.

А в конце июля завершилась прокладка двух ВОЛС длиной 68 километров на участках «Анадырь — Угольные Копи» и «Анадырь — Анадырский лиман» в Чукотском автономном округе. Реализация этих проектов — важный шаг в контексте цифровизации Арктики.

Из проектов в российской Арктике ушли западные компании

В первой половине года от работы в российском заполярье отказались большинство западных компаний, среди которых нефтегазовые гиганты: Equinor, Shell, ConocoPhillips, Statoil, Eni SpA и другие. О масштабе убытков дает представление пример датской логистической компании Maersk, одного из ведущих глобальных операторов морских грузоперевозок, оценившей эффект от приостановки своей деятельности в России в 624 миллионов долларов в первом полугодии 2022 года.

Западные страны приостановили участие в работе Арктического совета

Страны-члены Арктического совета — Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция — в начале марта ввиду ситуации на Украине сообщили о приостановке своего участия в деятельности этой международной структуры. Все официальные встречи Совета и его вспомогательных органов приостановлены. Впрочем, государства заявили о своей убежденности в значимости Арктического совета с точки зрения развития сотрудничества в высоких широтах. Полномочия председателя этого ведущего межправительственного форума, который должен содействовать сотрудничеству в Арктике, в 2021-2023 годах исполняет Россия. В итоге приоритеты председательства России были переориентированы на внутренние задачи.

Александр Стоцкий, Павел Сухов

https://porarctic.ru