Новости

Учёные начали поиски льдины для экспедиции "Северный полюс — 41"

В Арктике идут поиски подходящего ледового поля для обустройства научного лагеря экспедиции «Северный полюс — 41». Учёные Арктического и антарктического научно-исследовательского института более полутора лет наблюдают за льдинами в районе предполагаемого начала дрейфа ледостойкой платформы «Северный полюс». Однако окончательный выбор можно сделать лишь непосредственно на месте. В заданном квадрате, где новое уникальное российское судно окажется в конце сентября, разведку будет вести вертолёт Ка-32.

— Ледовый разведчик с борта вертолёта будет осуществлять визуальный осмотр и выбор подходящих ледовых полей. Следующий этап — высадка на льдины и дополнительные обследования, уточнение возраста и толщины льда. На основании полученных данных будет сделан окончательный выбор ледового поля. Затем нам предстоит зафиксировать ЛСП «Северный полюс» рядом с льдиной. Платформа может пришвартоваться к выбранной льдине в прикромочной зоне, и лёд постепенно будет намерзать. Второй вариант — платформа при поддержке НЭС «Академик Трешников» будет пробиваться глубже в дрейфующие льды. Так увеличиваются шансы добраться до нужной льдины, но это требует времени и существует риск повредить целостность ледового поля. Какой способ будет выбран, учёные решат исходя из реальных условий, — рассказал директор Арктического и антарктического НИИ Александр Макаров.

Предполагаемая точка начала дрейфа находится к северу от острова Генриетты в Северном Ледовитом океане. Планируется, что двухлетний дрейф НЭС «Северный полюс» начнётся в конце сентября. Платформа будет перемещаться через околополярный район в Гренландское море. Пройдя пролив Фрама, судно своим ходом должно вернуться в Мурманск.

dfyqk6ssdvc
Ледостойкая платформа "Северный полюс". Фото: ААНИИ (vk.com/arcticandantarctic)

Уникальная ледостойкая платформа «Северный полюс» — настоящий научно-исследовательский центр, предназначенный для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно способно самостоятельно добраться к месту начала дрейфа по воде или тонкому льду. Затем оно вмораживается в лёд и может до двух лет дрейфовать вместе с ледяным полем.

На льду вокруг платформы «Северный полюс» развернут научный лагерь. Здесь учёные будут проводить комплексное изучение Арктики в системе «атмосфера — ледяной покров — океан». Новое судно обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до —50 С° и влажности 85%. На борт «Северного полюса» могут садиться тяжёлые вертолёты типа Ми-8 АМТ (Ми-17).

Основные тактико-технические характеристики ледостойкой платформы «Северный полюс»: длина — 83,1 м; ширина — 22,5 м; водоизмещение — около 10 390 т; мощность электроустановки — 4200 кВт; скорость — не менее 10 узлов; прочность корпуса — Arc8; автономность по запасам топлива — около двух лет; срок службы — не менее 25 лет.

В нынешнем сентябре начинается новая эпоха российских дрейфующих арктических станций, старт работе которых в мае 1937 года дал беспримерный дрейф героической четвёрки папанинцев. Экспедиция «Северный полюс — 1» под руководством будущего почётного члена и председателя Московского филиала Географического общества СССР Ивана Папанина провела на ледяном поле девять месяцев. Полярники собрали уникальные данные о магнитном поле Земли, процессах в атмосфере и гидросфере Северного Ледовитого океана.

В общей сложности отечественной наукой было организовано 40 таких экспедиций. Станции «Северный полюс» вели комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, следили за динамикой ледового покрова, изменениями в ионосферном и магнитном полях Земли, что позволяло делать выводы о распространении радиоволн. Предыдущую команду полярников с дрейфующей станции «Северный полюс — 40» сняли в 2013 году.

Экспедиция «Северный полюс — 41» отправилась в арктические широты из Мурманска в год 85-летия старта исторической научной программы. 27 сентября ледовая платформа миновала пролив Вилькицкого и вышла в центральную часть моря Лаптевых, продолжая следовать в сторону Новосибирских островов.

https://www.rgo.ru