Новости

Плавучие университеты как технологию подготовки кадров для науки и индустрии Арктики и Дальнего Востока обсудили на Восточном экономическом форуме

Сессия «Возрождение Тихоокеанского плавучего университета — основа для подготовки научных кадров для Арктики и Дальнего Востока» прошла в рамках Восточного экономического форума при поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.

00Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики в последнее время активно поддерживает движение Плавучих университетов. При содействии Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики в рамках председательства России в Арктическом совете в этом году состоялась экспедиция Арктического плавучего университета. В целом же Северном Ледовитом океане в 2022 году работали три экспедиции Плавучих университетов. Две — Арктического плавучего университета, к Новой Земле и Земле Франца-Иосифа, и Плавучего университета МГУ TTR-21 в Карском море.

— Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики помогла организовать сессию, посвящённую развитию Плавучих университетов на Восточном экономическом форуме. Готова оказать содействие в возрождении Тихоокеанского плавучего университета, который ранее уже работал на Дальнем Востоке на базе Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского, — рассказал модератор сессии Александр Милкус, руководитель АНО «Обучение через исследования», координатор Ассоциации плавучих университетов, заведующий лабораторией НИУ ВШЭ.

Ключевыми темами обсуждения стали системная поддержка и разработка общих принципов развития Плавучих университетов как основы подготовки кадров для освоения Арктики и Дальнего Востока, создание опорных Плавучих университетов при федеральных университетах, которые всё активнее влияют на социальное развитие регионов.

В этом смысле ценен опыт Арктического плавучего университета, отметившего в 2022 году 10-летие и самого активно работающего на данный момент — за десять лет состоялось 15 экспедиций. Все они организованы Северным (Арктическим) федеральным университетом и Северным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

— Плавучие университеты — это наше национальное ноу-хау как образовательная технология. Мы говорим об уникальной образовательной программе, которая необходима для подготовки специалистов для нашей страны и в первую очередь для освоения Арктики, — считает Константин Зайков, проректор по международному сотрудничеству Северного (Арктического) федерального университета. — Кроме основного принципа «Обучение через исследования», подчеркну такую важную составляющую Арктического плавучего университета как мультидисциплинарность. У нас ведутся не только морские исследования. Экспедиции комплексные, касающиеся всех процессов в Арктике, в том числе социально-экономических и исторических. Наши стратегические партнёры — научные институты Российской Академии наук и НИИ, подведомственные Росгидромету, в первую очередь Арктический и Антарктический НИИ, а также факультет географии МГУ и национальный парк «Русская Арктика».

Константин Зайков обратил внимание на реальные результаты Арктического плавучего университета в подготовке кадров для Арктики:

— Для Арктики остро стоит вопрос кадров, и производственных, и научных, и кадров для высшей школы. Речь идёт не только о специалистах, работающих в море, но и на прибрежных отдалённых территориях, где для реализации проектов необходимы специалисты научного профиля, которые занимаются экомониторингом, гидрометеорологическими характеристиками морей, мониторингом ледовой обстановки и многим другим. Мы делали исследования совместно с Минвостокразвития, Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики и Минобрнауки — востребованность кадров очень высокая. А 90% ребят, которые ходят в экспедиции Плавучего университета, потом работают в Арктической зоне РФ — в Росгидромете, научных организациях, крупных корпорациях.

— Плавучие университеты — большой национальный проект. Это система подготовки кадров для страны-лидера на глобальном рынке освоения Мирового океана, позволяющая получить классного специалиста в короткие сроки с высоким КПД, — подчеркнул Алексей Титов, проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам Астраханского государственного университета имени В.Н. Татищева.

Астраханский государственный университет планирует возродить экспедиции Плавучего университета в Каспийском море и дельте Волги. Дальневосточный федеральный университет уже в этом году возрождает знаменитый в своё время Тихоокеанский плавучий университет. (Речь идёт именно о возрождении, в своё время Плавучие университеты работали и на Каспии, и на Дальнем Востоке, а первым в этом движении стал Плавучий университет ЮНЕСКО-МГУ, созданный в 1991 году).

— Проект Тихоокеанский Плавучий университет будет реализован на базе Института Мирового океана ДВФУ. В этом году впервые в ДВФУ провели зимнюю школу Плавучего университета, мы были одной из шести площадок, развернутых в пяти городах России, — рассказал Кирилл Винников, директор Института Мирового океана ДВФУ. — Основная задача Плавучего университета — создать уникальные компетенции для наших выпускников.

В сессии также приняли участие Николай Шабалин, исполнительный директор Центра морских исследований МГУ, специальный представитель по морской активности в Арктическом совете, Наталья Степанова, заместитель заведующего кафедрой термогидромеханики океана МФТИ, руководитель научно-образовательной программы «Плавучий университет ИО РАН», Олеся Рутенко, руководитель-организатор проекта «Тихоокеанский плавучий университет» и другие эксперты.

Участники договорились сформулировать общие для всей страны принципы развития Плавучих университетов с целью превращение этой образовательной технологии в масштабный федеральный проект.

Плавучие университеты — российская образовательная технология, основанная на принципе «Обучение через исследования». Является наиболее эффективной для подготовки кадров в области морских наук для экологических организаций, производственных компаний, занимающихся разведкой и добычей полезных ископаемых, а также для научных и образовательных учреждений. Она сочетает обучение студентов и аспирантов теоретическим основам науки с непосредственным освоением практических аспектов, а также радикально повышает квалификацию молодых научных и научно-педагогических работников за счет решения прикладных задач в процессе их участия в научных экспедициях.

https://narfu.ru