Новости

Дневники Арктического плавучего университета — 2022. 14 июля, день восемнадцатый

00Сегодня экспедиция разделилась на две группы. Одна отправилась проводить исследования на Зимнем берегу Белого моря, но большая часть снова подключилась к образовательной программе.

О ледостойкой самодвижущей платформе «Северный полюс» рассказал океанолог Арктического Антарктического научно-исследовательского института Виктор Меркулов. Это рассказ практика, потому что Виктор планирует свою очередную зимовку в Арктике провести именно на ЛСП. Одним словом, завтрашние папанины, которые наверняка вошли в состав нашей экспедиции, уже начали готовиться.

Они, к примеру, узнали, что длина платформы специального назначения составляет 83,1 метра, ширина — 22,5 метра, осадка — 8,6 метра, а скорость — 10 узлов. Это судно самого высокого ледового класса.

ЛСП уже построена на заводе «Адмиралтейские верфи», а сейчас проводятся ее ходовые и швартовые испытания.

Виктор напомнил, что слово дрейфовать во льдах стало суперпопулярным со времен Нансена. Опыт нансеновского «Фрама» в 1937 году героически продолжил Иван Папанин — но уже на льдине с первой российской экспедицией «Северный полюс».

Только вот сегодня из-за глобальных изменений климата льда становится все меньше и дрейфовать становится все сложнее. Циклоны разрушали льдины дрейфующих полярников, после чего экспедиции приходилось эвакуировать. «Это реально страшно — когда ты спишь в доме, зная, что за окном торосится лед», — вспоминали участники дрейфа.

В итоге с 2013 года экспедиции «Северный полюс» прекратились и круглогодичный мониторинг Арктики был прерван. Но потребность в постоянных исследования высоких широт растет с каждым годом, поэтому российские ученые решили вернуться к истокам дрейфа, но не ледового, а именно корабельного — то есть, к нансеновскому «Фраму», о котором много говорилось во время образовательной программы арктического университета.

По форме ЛСП в чем-то напоминает «Фрам» — она такой же «яйцевидной» формы. Да и на грецкий орех чем-то похожа! За необычную конструкцию платформу называют даже «ледовым кашалотом». По словам конструкторов, все эти «округлости» не дадут мощным арктическим льдам раздавить судно — при сжатии, платформа будет выталкиваться ими на поверхность.

Из лекции Виктора мы узнали, что на ЛСП скоро начнут работать14 членов экипажа и 34 научных сотрудника, среди зимовщиков, кстати, будут и дамы.

Участников дрейфа ждет большая удобная кают-компания с кофемашиной, о которой многие полярники, как оказалось, давно мечтают. Есть здесь и отдельный конференц-зал, и современный камбуз. Каюты в основном одноместные, со всеми удобствами. Хотя будут и двухместные — для сезонного состава.

Наши студенты уже присмотрели каютки и себе — осталось только... написать научный проект и подать собственную заявку для участия в дрейфе. Причем сегодня это мечта, вполне способная воплотиться в жизнь. По словам Виктора, заявку действительно можно подать: исследования, согласно плану, будут продолжаться много лет. Значит, у членов нашей экспедиции есть все шансы «подрейфовать» на благо арктической науки. На сайте ААНИИ размещена вся подробная информация — микробиологи уже взяли ее на заметку.

Что еще важно — на ЛСП есть посадочная площадка, а значит, будет хорошее снабжение (то есть, «расходный материал» для кофемашины не кончится).

— Мы планируем, что к нам будет прилетать вертолет. Возможно, членов экспедиции будут менять, — рассказал Виктор.

А накануне директор Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров озвучил в СМИ программу первого дрейфа платформы. Начальной точкой маршрута станет Санкт-Петербург, затем ЛСП отправится в Мурманск (этот этап продлится 12 суток) и далее — к Новосибирским островам, откуда должен стартовать дрейф.

Виктор Меркулов раскрыл нам еще один секрет: ученые уже ищут мощную льдину, в которую платформа сможет вморозиться. Пару «льдинок» уже отобрали.

По словам океанолога, прямо под судном участники дрейфа вырубят большую майну, в которую будет опускаться розетта для забора проб. Будут проводиться аэрологические наблюдения — запланирован запуск зондов, измеряющих температуру воздуха, ветер, влажность. В списке работ — геофизические, исследование льда на сейсмичность, аэрофотосъемка ледовой поверхности с помощью беспилотников.

Почему погода — не то же самое, что и климат? Улучшают ли его аэрозоли в атмосфере и что такое эффект выхолаживания? Об этом с участниками образовательной программы университета говорила сегодня климатолог ААНИИ Екатерина Зотова.

Вместе с Екатериной мы вернулись и к теме таяния льдов в Арктике. Согласно спутниковым наблюдениям, ледяная шапка Земли теряет свою площадь. Причем неравномерно: если в первые десять лет наблюдений (с 1972 года) «шапка» сокращалась на девять процентов, то теперь скорость увеличивается — к 2010 году она выросла в два раза.

Кстати, во время нынешнего похода последствия этого процесса мы наблюдаем практически везде. К примеру, на Вайгаче: для питьевой воды местные жители традиционно используют здесь льдины и снежники, но к началу июля рядом со столицей Вайгача, Варнеком, их практически не осталось: «А-я-яй, придется в тундру за льдиной ехать», — печалились местные жители.

— А изменилась ли сегодня климатическая норма? — этот вопрос задала Екатерине спецкор ТАСС Ирина Скалина.

Вопрос законный — получается, что мы живем в зоне постоянной аномалии. Если судить по метеосводкам.

— Да, мы не можем оставлять климатической нормой первое заданное значение, — ответила Екатерина. — Поэтому сейчас ее сместили на 10 лет. Мы живем в период постоянных аномалий, сейчас трудно проследить их дальнейшие изменения — поэтому норму, конечно, нужно приблизить к реальности. То есть, дальше мы будем отслеживать аномалии относительно новой нормы.

А в это время на Зимний берег Белого моря отправился «фрегат» — так по рации называют красную резиновую лодку. В лодке 8 человек, решившихся ради науки под дождём ехать за пробами на озеро. Пришвартовались на пляже с розовым песком, поднялись на высокий берег с окошками ласточкиных гнёзд, пробрались сквозь заросли карликовых берёз, восхитились — сколько морошки на болоте! И по топкой тропинке пошли к озеру.

Ксения Манцурова, бакалавр САФУ, стажер-исследователь Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики, надеется найти жаброногих ракообразных — их в науке считают хорошими биоиндикаторами антропогенной нагрузки, органических загрязнений и изменений климата.

Типичное для Зимнего берега озеро, хотя и неожиданно глубокое. Пробы бентоса отобрали, уже точно могу сказать, что есть личинки двукрылых насекомых и двустворчатые моллюски, — рассказывает Анастасия Гридасова, магистрантка САФУ и сотрудница Северного филиала ВНИРО.

Изобилие насекомых мы заметили без всяких проб — комары и мошка были рады появлению людей и с аппетитом на нас набросились.

А вот вечером состоялось традиционное посвящение в полярники.

Накануне я аккуратно уточнила у доктора экспедиции Леонида Зубова:

— Почему в полярники посвящают не сразу после пересечения знаковой линии на карте, а после?

На что доктор ответил:

— Для того, чтобы стать полярником, мало пересечь полярный круг в одну сторону — нужно еще и вернуться.

Сегодня, после пересечения «Профессором Молчановым» полярного круга в обратную сторону, у нас остается чуть больше суток пути.

Прошли заключительные испытания АПУ, на этот раз — квестом на сообразительность, память и внимательность. Они показали, что все перечисленные качества за время этого похода мы сохранили. Затем по традиции читали клятву полярника АПУ, написанную и обновлённую для нашей экспедиции Виктором Меркуловым:

Клянёмся север изучать,
Все острова и земли знать
Моря, проливы, бухты, скалы
Опознавать все минералы
Клянусь науку уважать и Арктику не засорять
Клянусь всех птичек посчитать, и микропластик убирать
Помогу в любую вахту и под громкий ветра вой
Стойко опущу розетту и в мороз, и в летний зной

Как проходила церемония посвящения в полярники? Руководитель экспедиции Александр Сабуров предлагал кандидатам на получение в высшей степени почетного звания выпить кружку соленой воды, а затем прикладывал к голове посвящаемых энциклопедию Новой Земли.

Не знаю, как остальным, но мне показалось, что вода вкусная. Наверное, в кружке растворились также общие впечатления и эмоции от экспедиции. Соль воды — как соль земли.

Татьяна Сухановская, спецкор «Российской газеты» и журнала «Родина»
https://narfu.ru

Арктический плавучий университет — ключевой экспедиционный проект Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова. В этом году партнерами проекта выступают Русское географическое общество, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, ВТБ, «Новатэк», «Норильский Никель», «Роснефть», Правительство Архангельской области, Производитель умной носимой электроники «Амазфит».