Дневники Арктического плавучего университета — 2022. 12 июля. День девятнадцатый
Сегодня на палубе можно загорать. Первый раз с Ледяной Гавани. Но тогда у меня загорели только нос и выступающие части щек. Сегодня я пожалела, что не взяла купальник. Последствия двух походов на пляж в Архангельске уже практически смылись. Вроде там пока лето, но это пока... По палубе уже все ходят в футболках, и только Евгений Ермолов в толстовке и шапке связывает веревочками фрагменты лодки с Оранских.
— Женя, а вы что делаете?
— А надоели вы мне все, — ответил Евгений Олегович. — Строю лодку для тех, кому нужно в Архангельск раньше.
Если кроме шуток, некоторые фрагменты лучше скрепить, чтобы не разваливались дальше. Ну и почистить заодно.
«Профессор Молчанов»: человек и пароход
Сегодня для участников экспедиции была традиционная экскурсия по судну. Старший механик ждал нас в машинном отделении, а старпом — на мостике. У старпома по времени, на мой взгляд, самые тяжелые вахты: с четырех до восьми, и утра и вечера. Поэтому его соседей сразу предупредили, что им в каюте рекомендуется спать, а остальное время обитать где-нибудь еще.
Наше судно названо в честь советского метеоролога Павла Молчанова. Знаю, что он разрабатывал разные приборы для изучения атмосферы, стоял у истоков радиозондирования атмосферы. В 1933 году в Бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа была установлена первая в мире автоматическая метеостанция конструкции Молчанова. А дальше следует грустная история, типичная для того времени, и которой даже в Арктике было не избежать.
Научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» было построено в Турку (Финляндия) в 1982 году изначально именно как научно-исследовательское. Порт приписки у него был Мурманск. С момента постройки «Молчанов» работал с экспедициями в северных морях, а 1990-е годы был переоборудован в пассажирское судно и выполнял рейсы с туристами в Арктику и Антарктиду. В 2011 году вновь вернул статус научно-исследовательского и был приписан уже к Архангельску.
В машинное отделение пускают только при наличии каски и наушников. Трапы здесь гораздо круче, чем на остальном судне, и очень жарко.
— Столько механизмов, такая сложная система, — сказала, вернувшись с экскурсии, Дарина Кузнецова. — Работа для мужчин.
Наша группа, состоявшая в основном из мужчин, по машинному отделению продвигалась очень медленно. Если девочки фотографировали эти самые фмеханизмы, то мужчины стремились запечатлеть себя на фоне механизмов. И вообще, как я заметила, мужчины гораздо больше фотографируются, чем женщины, по крайней мере, в нашем рейсе. Любопытно будет взглянуть на конкурсные снимки.
Если говорить про технические характеристики, то автономность плавания у «Молчанова» 50 суток, топлива он расходует максимум три тонны на один двигатель в сутки, средняя скорость около девяти узлов. Главный двигатель с момента постройки у него не меняли, только дизель-генераторы.
— Техническое состояние хорошее, ну и что, что 40 лет, — даже чуть обиженно сказал старший механик.
И в школу не пойдем... Только на лекции
Выглянула в иллюминатор без очков — хочется посмотреть на воду, красивое, однако. Перевела взгляд на горизонт, а его нет. Потерла глаза, посмотрела снова — и опять нет. Надела очки — все равно нет. Чуть-чуть посередине вроде есть, а по сторонам начинает расплываться, и море сливается с небом, а где — непонятно. Вот опять ты пришел, застенчивый туман, который не падает внезапно, бамс, и ничего не видно... , а подкрадывается незаметно, исподволь и сворачивается котиком вокруг корабля... Потом так же тихонько уползает и повисает облачком, иногда закрывая солнце.
— Погода такая, помните, как в школе, когда конец весны и учиться совсем неохота, — мечтательно протянул Александр Сабуров.
— Да и работать тоже... — ответила Александра Ершова и продолжила лекцию про микропластик и пластиковый мусор.
Я повторюсь, но тематика исследований микропластика новая, поэтому методик много, каждая исследовательская группа работает, как считает нужным, стандартов пока нет. Поэтому и сравнивать результаты работ пока затруднительно. Тем не менее, методики отрабатываются.
Но опять же, отобрать пробы можно, и даже можно сказать, что микропластик там есть, но это, если можно так выразиться, ненастоящее исследование. Пробы должны анализироваться в специальных лабораториях в стерильных условиях. По правилам сначала проводится фильтрация, потом пробоподготовка, которая может занять длительное время. Нужно в том числе убрать органику, а, например, хитин очень плохо растворяется, настолько плохо, что с ним можно растворить и микропластик.
Когда все готово, пробы изучаются под микроскопом. Но это тоже не все. Самое главное — это анализ полимерного состава, то есть расшифровка спектров того, что было обнаружено. Как сказала Александра Александровна, в библиотеках спектров обычно всё красиво, но там спектры чистого пластика. А в пробах пластик битый ветрами, волнами и солнцем, поэтому никакой красивой узнаваемой картинки там нет, всё в сплошных шумах. И чтобы вытащить истину из шумного окружения, нужны высококлассные специалисты, которые умеют это делать. Это трудозатратно и дорого.
Арктический регион ученые называют особо уязвимым по загрязнению микропластиком. Ускоренное потепление и таяние льдов ведут к увеличению антропогенной нагрузки. За пять лет объемы перевозки по Севморпути выросли в десять раз. Опять же наличие льдов, в которых микропластик может задерживаться, большое количество организмов- фильтраторов от мелких рачков до китов.
Микропластик обнаружили уже во всех арктических морях, ожидаемо в Баренцевом и Беринговом больше, чем в остальных. В основном это микроволокна, а не фрагменты, гранулы и пленки. То есть это отходы с судов.
На пластиковый мусор в Арктике одними из первых обратили внимание орнитологи. Пластик активно вовлекается в жизнь птиц, и хорошо, если они только используют какие-то пластиковые штуки для постройки гнезда, а не пытаются их съесть или накормить птенцов.
В Арктическом плавучем университете пластиковый мусор и микропластик, а в работах по микропластику без исследования макромусора никак, так вот, в АПУ их начали изучать с 2018 года. Количественные оценки пока очень разные, нужно будет анализировать много разных факторов. Пока предварительный вывод, что мусора вроде как становится больше. Опять же что с чем сравнивать: кое-где мусор закидывает и на 50 метров от кромки пляжа, и если считать исключительно в пятиметровой полосе прибоя, то может оказаться и совсем чисто.
В прошлом году группа морского мусора собрала на мысе Желания пять мешков отходов, более тысячи фрагментов, что было шоком для всех. Я хорошо помню, как Александра рассказывала об этом на пресс-конференции. В этом году из бухты Мурманца вывезли уже десять мешков, примерно три тысячи фрагментов. Но опять же на мысе Желания мусор был относительно свежий, в бухте Мурманца некоторые предметы явно пролежали уже не год и не два. Поэтому требуется дальнейший мониторинг.
В Антарктике мусор и микропластик тоже уже нашли, хоть и защищает ее циркумполярное течение. Но антропогань такая штука, что просочится везде...
Чемпионы по воде
Старпом Игорь Плахин сегодня признался, что рейсы с АПУ одни из самых его любимых. Хотя мы, конечно, беспокойные и любопытные, но с нами хоть интересно.
— Неоднообразно. Ну и весело с вами, — сказал он, улыбаясь.
Кстати, свою будущую супругу Игорь встретил именно в рейсе плавучего университета.
На мостике соседствуют современные инструменты, например, радар, со всякими весьма архаичными штуками. Например, специальным телефоном для судовой связи на тот случай, если корабль будет обесточен. Правда, старпом сказал, что никогда им пользоваться не приходилось, только на тренировках.
Есть флажки, которыми, оказывается можно даже проконсультироваться, как принять роды. Но сейчас эта система сигналов почти не используется, только если лоцман на борту или работают водолазу. Тогда да, по УКВ всем не накричишься. А те красивые гирлянды из флажков, которые на судах вывешивают по праздникам, ничего особенного не обозначают кроме самого факта праздника.
Мои коллеги спросили старпома про самый страшный эпизод. Он рассказал про шторм в море Лаптевых, когда на волну с мостика смотрели снизу — она была десять метров, и уже были развернуты гидрокостюмы. Если бы такая волна ударила в борт, судно бы перевернулось... А ведь есть прогнозы о том, что с таянием льдов шторма в Арктике будут все страшнее, а волны выше.
Сжатие городов
Ирина Красноперова сегодня рассказывала про то, как себя чувствуют арктические города. Если спросить кого-нибудь, скорее не из числа присутствующих на этих палубах, как они себе представляют арктического жителя, то скорее всего, в ответ будет что-то типа: олени, малица, тюлени, борода и тд. Когда меня спрашивают, я говорю, что я представляю себя и свою семью. Живем в Архангельске, бывали на полярных островах (Соловки считаются). И да, мы и соответствуем стандартному образу обитателя АЗРФ, не считая посещений островов, в Архангельске не то что мало кто бывал на ЗФИ (впрочем, на Соловках тоже), а до недавнего времени говорили: куда, на Землю Франца-Иосифа? Опять в Норвегию? Теперь так не говорят, уже привыкли, что это просто архипелаг в Приморском районе Архангельской области. В общем 89% жителей АЗРФ живут именно в городах. И на 2% территории Арктической зоны умещается 70% ее населения. Хотя чему там умещаться, 2,6 млн нас всего таких.
Для АЗРФ характерен феномен сжимающихся городов. Но термин этот придуман для описания населенных пунктов совсем не Арктики и совсем не в России. Самый известный сжимающийся город в мире — это Детройт. Такой населенный пункт характеризуется значительным и долговременным оттоком населения (по-научному депопуляцией), но при этом сохраняется планировочная инфраструктура, которую городским властям надо содержать.
Не была в Детройте, не знаю, к счастью или к сожалению, поэтому возьму пример ближе — это Воркута. Тоже не была, в данном случае и хорошо. Но вот это одно светящееся окошко на целую пятиэтажку прекрасно себе представляю. А из-за одной квартиры при этом надо обеспечивать электричеством, водой, теплом и т. д. весь подъезд, если не дом.
При этом власти ни одной территории у нас по доброй воле никогда не признаются, что у них в городе отрицательный рост. Им же за это федеральный центр настучит, догонит и еще раз настучит. Но в Воркуте уже поняли, что терять им, кроме населения, особо нечего, и начали решать проблему. Чтобы не тратить деньги на обогрев и прочее почти покинутой инфраструктуры, они делают ее совсем покинутой. То есть предлагают жителям перебираться в дома, где есть другие жители. Проект придумали и делают сами. Есть еще один пример — город Никель в Мурманской области. Там пока идея на стадии идеи. Столичные консалтеры предложили повышать энергоэффективность зданий. В Никеле к сведению приняли, но будут ли воплощать — это вопрос.
А Александра Ершова привела пример обратный — «расширения города». В Кировске все той же Мурманской области в последние годы наблюдается туристический бум. Люди едут туда кататься, а инфраструктура не успевает: гостиниц на число желающих не хватает. Поэтому жители столиц покупают квартиры в Кировске и живут там только в сезон. И не особо отражаются в статистике.
И надо мыть чашки
Ирина рассказала также об одном известном явлении — «теории разбитых окон». Это если в доме появилось разбитое окно, рано или поздно будут разбиты все. Если на остановке валяются брошенные билетики, то так и хочется кинуть свой и т. д. Меня это страшно пугает, потому что именно так было в 1990-е, куда очень не хочется возвращаться, я даже с фильмов про 90-е ухожу.
Смысл всей этой теории в том, что одни правонарушения провоцируют другие и дальше все накапливается как снежный ком.
— От бросания бумажки до убийства один шаг! — и в данном случае я полностью Ирину поддержу, пусть и звучит это ужасно.
Наш руководитель Александр Сабуров слегка снизил пафос, назидательно сказав:
— Поэтому за собой надо мыть чашки!
Все согласно закивали.
Морские итоги
Сегодня предварительные итоги подвели участники, которые занимались морскими исследованиями. Это не значит, что работы завершены. По-прежнему на мостике считает мусор в море группа морского пластика, продолжаются наблюдения за облаками под руководством Кати Зотовой.
В морях экспедиция сделала два разреза. Первый — от ЗФИ до мыса Желания получился неполным из-за льдов, но Виктор Меркулов сказал:
— Мы там увидели «атлантику», мы довольны!
Что касается льдов, то Дмитрий Ковалев за те восемь часов, которые «Молчанов» провел среди них, сделал 2,5 тысячи фотографий и снял много видео, что предстоит обрабатывать.
Все, кто планировал брать пробы зоопланктона, донных отложений, воды с разных горизонтов и т. д., их взяли.
О пользе всякой мелочи
Так как мне достаются чаще дни, когда мы болтаемся в море, а про сушу написать тоже хочется, немного вспомню про Вайгач.
Во-первых, я сфотографировала там самую большую «подушку» за все свои арктические экспедиции. Она очень красивая, жаль фото не уходит.
Во-вторых, видела леммингов. Сначала много входов в норки, а потом и возмущенных обитателей. Правда, оказалось, что самые бесстрашные лемминги живут не под карликовыми ивами, а нападают на Максима Червякова. Он заснял какого-то особо безбашенного лемминга, который буквально подошел познакомиться. Но это был урбанизированный лемминг.
В-третьих, посмотрела на разных птиц с чудесными названиями. Вот, рассказываю Ирине Покровской, такой пролетал. Ирина отвечает: это лапландский подорожник. Я продолжаю, а вот похожий, только не очень. Она в ответ: а это рогатый жаворонок. Я даже не знаю, у кого названия интереснее, у птиц или у цветов, которые собирала Дарина. Ее любимая дриада, оказывается, краснокнижная.
А Иван Андреевич Мизин видел сорокопута. Только не сфотографировал, а значит, вроде как и не было. Сорокопут — птица насекомоядная, и вроде как на Вайгаче делать ему особо нечего, но откуда мы знаем, как он на остров попал и с какими целями.
И апофеозом высадки на Вайгач, а может быть, всей экспедиции, был крик Ксении Манцуровой:
— Жаброноги!!! Я их нашла!!!
В нем была кристально незамутненная радость, в отличие от воды, в которой эти жаброноги живут. Я поняла, что уже давным-давно так ничему не радовалась, и это так здорово, когда у кого-то получается.
Текст: Ирина Скалина
https://narfu.ru
Арктический плавучий университет — ключевой экспедиционный проект Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова. В этом году партнерами проекта выступают Русское географическое общество, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, ВТБ, «Новатэк», «Норильский Никель», «Роснефть», Правительство Архангельской области, Производитель умной носимой электроники «Амазфит».