Участники плавучего университета испытали на Новой Земле робота для сбора мусора
Участники экспедиции Арктического плавучего университета начали испытания робота для сбора мусора на морском побережье, передает корреспондент ТАСС с борта научно-экспедиционного судна «Профессор Молчанов». Работы с роботом провели в Русской Гавани на острове Северный архипелага Новая Земля.
«В Русской Гавани была наша первая высадка, это было очень волнительно. Сейчас в основном были ходовые испытания, по проходимости, по скорости. Все оказалось лучше, чем я ожидал. Где на берегу была галька разных размеров, он не буксовал почти нигде. В горку у пляжа — тоже никаких проблем не было, не было проблем с тем, чтобы разворачиваться на месте», — рассказал ТАСС разработчик робота, студент четвертого курса кафедры автоматики, робототехники и управления техническими системами Северного Арктического федерального университета Александр Гордейчик.
О Роботе «Атлас»
Робот представляет из себя шестиколесную машину весом около 4 кг, на его площадке устанавливается видеокамера и манипуляторы. Как пояснил собеседник агентства, на конструкцию можно поставить разные виды манипуляторов, в зависимости от задач. Главной задачей было понять, сможет ли робот, которому разработчики дали название «Атлас», вообще передвигаться по разным грунтам, которые встречаются на арктических территориях.
Машина практически нигде не буксовала, проблемы возникли только при переходе с глинистой поверхности на лед. «Лучше всего он себя чувствовал на поверхности с мелкими лишайниками», — отметил Гордейчик.
Сейчас на робота установлен манипулятор, предназначенный для захвата предметов цилиндрической формы, таких как алюминиевые банки и пластиковые бутылки. Но, как оказалось, для мусора на берегу в заливах Новой Земли такой не очень подходит. Там в основном обрывки сетей и небольшие фрагменты пластикового мусора. Как сказал собеседник агентства, для него было важно в ходе экспедиции оценить, какие виды загрязнений есть на побережье, чтобы понять, какие манипуляторы можно использовать.
О других возможностях использования робота
Но круг потенциальных задач для робота не ограничивается только мусором. «Арктика — место суровое, есть места, куда лучше не ходить, чтобы остаться целым. Робот — вещь материальная, у него есть только цена, — сказал Гордейчик. — Это то, чем можно пользоваться для приближения к каким-то опасным местам».
Разработчик рассматривает возможность использования своего устройства, например, для отбора проб вблизи бурных рек, под опасными обрывами или на крутых склонах, где это рискованно. Для этого он анализирует, какие способы сбора образцов используют участники экспедиции и можно ли в каких-то случаях применять робота-помощника. «Например, была опасная зона, куда бы я не пошел, вдоль береговой линии под снежным навесом, — пояснил Гордейчик. — Сложности никакой по проезду там не было. Также абсолютно спокойно робот проехал под кирпичными зданиями в Русской Гавани, которые стоят на сваях, здания можно считать аварийными. И под ними достаточно ровный грунт, чтобы он мог проехать».
Робот управляется дистанционно, и, как сказал разработчик, многое зависит от того, насколько хорошо оператор контролирует машину. Предстоит испытать еще видеокамеру на роботе. По словам Гордейчика, она должна работать на расстоянии до 5 км. «Другой участник экспедиции будет с ноутбуком оставаться на мостике, сигнал будет с поверхности передаваться на судно», — добавил он.
Об особенностях арктического мусора
Гордейчик помогает в работе группы экспедиции, которая исследует загрязнение пластиком и микропластиком Баренцева моря. Как рассказала ТАСС доцент кафедры геоэкологии, природопользования и экологической безопасности, заведующая лабораторией «ПластикЛаб» Российского государственного гидрометеорологического университета Александра Ершова, Баренцево море — самое загрязненное из морей Российской Арктики. Остальные, как барьер, в какой-то степени защищает Новая Земля, которая вытянута с юга на север на 800 км. Пластиковые отходы плавают на поверхности, погружаются на морское дно, их выбрасывает на побережье. Ситуация будет усугубляться по мере увеличения объемов судоходства по Северному морскому пути.
По подсчетам, в Баренцевом море большая часть пластикового мусора — это отходы с различных судов, остальное приносит течениями из Атлантики. «В этом году мои исследования направлены на то, чтобы выявить наиболее правильные места мониторинга именно морского мусора. В закрытых частях бухт делать это нецелесообразно, туда ничего не выносит, потому что они закрыты, — рассказала Ершова. — Нас интересует объем аккумуляции принесенного пластика, принесенного из разных источников, с судов, с течениями, которые приносит сюда. В этой части Баренцева моря основная часть пластикового мусора поступает с судов: грузовых, рыболовных, пассажирских».
В закрытой части Русской Гавани был обнаружен практически только мусор, оставшийся от полярной станции и воинской части, «свежего» почти не было. И совсем иной картина оказалась на пляже в открытой части бухты. «Там большой, длинный открытый пляж, куда выходит течение, — описала исследовательница. — На этом пляже было большое количество пластика и дерева, много бревен».
Группа нашла пластиковые предметы преимущественно рыболовного происхождения скандинавских и российских производителей: буи, сети и их обрывки, ящики для рыбы и их обломки. Например, был обнаружен поплавок от сети, сделанный в Дании.
Также есть находки другого происхождения. «Мы нашли упаковку из-под йогурта, какой-то молочки, она американская. Написано что-то вроде Миннеаполис. Это уже загадки, тут нельзя сказать, откуда она, она явно не скандинавская и не российская», — Ершова отметила, что упаковка может быть, например, с пассажирского судна, но в Баренцево море ее, скорее всего, принесло течением.
Работы по испытанию робота и исследованию морского мусора продолжатся на мысе Желания и других точках на севере Новой Земли.
Арктический плавучий университет — это совместный проект Северного Арктического федерального университета (САФУ) и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС). В этом году проекту исполнилось 10 лет. В этом году партнерами проекта выступают Русское географическое общество, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, ВТБ, «Новатэк», «Норильский Никель», «Роснефть», правительство Архангельской области.
Фото: Ирина Скалина/ТАСС
https://nauka.tass.ru