Дневники АПУ — 2022. 25 июня, день второй. Туманный полярный день между Белым и Баренцевым морями
Солнце, штиль, субботнее утро, аромат кофе... Полярная экспедиция пока мимикрирует под средиземноморский круиз. Хотя на самом деле 25 июня — первый по-настоящему рабочий день «Арктического плавучего университета».
Вторую «серию» дневников АПУ-2022 пишу я, Юлия Смирнова. Это моя вторая экспедиция с «Арктическим плавучим университетом» и третья — на острова Северного Ледовитого океана. Так что я уже почти привыкла к тому, что в летнем путешествии на море нужен вовсе не купальник, а термобелье, пуховик и утеплённые резиновые сапоги.
Но что точно пригодится из «пляжных» атрибутов, так это солнцезащитные очки. Закатов, рассветов и тем более ночи в наших планах на ближайшие три недели нет — исключительно полярный день.
«Профессор Молчанов» сегодня пересек Северный Полярный круг. Ближе к вечеру выйдем в Баренцево море — граница между ним и Белым проходит между мысами Канин нос и Святой нос. Хотя утро, как и вечер, понятия теперь условные: одинаково светло круглые сутки.
Фотоохота на олушей и кайр
Зато есть четкое расписание жизни на борту: в 7.30 завтрак, потом лекции, обед, снова лекции... И вахты — для тех, кто ведёт наблюдения за погодой, птицами и морским мусором. Сегодня начались научные работы по многим направлениям: у метеорологов, орнитологов, медиков, отряда микропластика и морского мусора.
На капитанском мостике слева по борту с биноклями, фотоаппаратом и GPS-навигатором работают орнитологи под руководством Ирины Владимировны Покровской, кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника лаборатории биоразнообразия Института географии РАН.
Уже видели олушей, кайр, моевку — изящную чайку и глупыша — самого маленького из буревестников. А в качестве бонуса — белух, беломорских зубатых китов.
— У нас уже 30 лет работает международная российско-норвежская группа экспертов по морским птицам Баренцева региона. Мы выносим совместные заключения о состоянии популяции, делаем рабочие отчеты. Экосистема Баренцева моря едина и не зависит от государственных границ, — рассказывает Ирина Покровская. — Изменения в популяции, к сожалению, негативные. Они связаны как с антропогенными факторами, там с климатическими изменениями. Студенты будут заниматься судовыми учетами в течение всего нашего плавания. Для меня это третий рейс «Арктического плавучего университета», всегда у нас хорошая и сплоченная команда. Студенты замечательно выполняют свою работу и блестяще потом отчитываются на конференциях.
Прикачиваемся и ищем точки опоры
У отряда морского мусора улов пока небогатый, хотя с правого борта студенты тоже постоянно всматриваются в волны, уже сменившие цвет. Вместо сверкающих на солнце сапфировых беломорских — платиновые, прикрытые вуалью тумана воды Баренцева моря.
С момента выхода из Архангельска мы преодолели уже больше 200 морских миль. «Профессор Молчанов» со скоростью 8 узлов идёт на север.
— Это нормальная рабочая скорость для нашего судна. В горле Белого моря, где сильное течение, можем бежать и 15 узлов. — рассказывает старший помощник капитана Игорь Плахин.
Чем дальше, тем ощутимее качка, хотя с виду волны совсем небольшие — плавные, убаюкивающие своим ритмом, как в замедленной съемке. И убаюкивающие в данном случае — не просто эпитет. Многих участников экспедиции непреодолимо клонит в сон. Прикачиваемся. Те, кто в первый раз в море, прислушиваются к своему организму и новым ощущениям.
— Говорят, нужно смотреть на горизонт, чтобы не укачивало. А как на него смотреть, если туман и никакого горизонта нет? — резонный вопрос, не поспоришь!
Самое время для лекции «Основы безопасности в арктической морской экспедиции», которую читает заместитель начальника экспедиционного отряда Дмитрий Ковалев.
Что делать во время качки (основное правило — всегда иметь три точки опоры). Как ходить по трапам и на какие трапы вообще не соваться. Как правильно открывать двери и какие лучше не открывать. Что делать, если человек оказался за бортом (нет, не бросать ему спасательный круг — спасением должны заниматься члены экипажа, прошедшие специальную подготовку). Как вести себя во время работы с лебёдкой и «розеттой».
— Прогноз, к счастью, пока благоприятный. Шторма и сильной качки у нас не ожидается. Но температура уже сильно упала, сгустился туман, на палубах очень скользко, — предупреждает Дмитрий Ковалёв.
Реальна ли встреча с белым медведем?
О безопасности во время высадок рассказывает Иван Мизин, заместитель директора национального парка «Русская Арктика», кандидат биологических наук. До высадок ещё долго. Сначала — океанографический разрез, он будет выполнен между островом Сальм в архипелаге Земля Франца-Иосифа и Новой Землей. Но Иван Андреевич заранее даёт нам почувствовать себя немножко первооткрывателями:
— В этом году мы будем первыми, кто высаживается в Русской гавани и на мысе Желания. Там часто выбрасывает на берег китов и других морских млекопитающих. А белых медведей, уверен, будем видеть на каждой высадке.
Опасность близкой встречи с арктическим хищником на Новой Земли вполне реальна, поэтому с каждой группой на берегу будет инспектор национального парка. С фальшфейерами и другими средствами отпугивания медведей. И с оружием, разумеется.
Конфликты человека с белым медведем — серьёзная научная тема, ею сейчас занимаются во всех странах Арктического совета, — продолжает Иван Мизин. Экспедиция «Арктического плавучего университета 2022», кстати, проходит в рамках председательства России в Арктическом совете. — Всемирный фонд дикой природы только что проводил тренинг в Москве для жителей всех регионов, где такие конфликты возможны, от Чукотки до Ненецкого автономного округа.
Для участников экспедиции главная инструкция: передвигаться и работать в группе. И при всей увлечённости научной работой не забывать оглядываться по сторонами. Людей вижу, медведя не вижу — значит, порядок!
Да, а ещё желательно не промочить ноги, не поскользнуться на покрытых водорослями камнях, не упасть с обрыва в попытке сделать сэлфи, не подходить близко к птичьим гнёздам...
— А так — все прекрасно, добро пожаловать в «Русскую Арктику»! — обнадёживает Иван Мизин.
Арктический культурный слой
Началась и образовательная программа «Арктического плавучего университета». Точнее, продолжилась в очном формате. Перед экспедицией будущие ее участники, как учёные, так и студенты, встречались в онлайн-лектории. Слушали лекции по океанологии, микробиологи в Арктике, истории освоения Северного Морского пути.
На борту же первым лектором стал начальник экспедиции, директор Института стратегического развития Арктики Александр Сабуров. Тема его лекции актуальна — «Значение Арктического региона для России».
Евгений Ермолов, начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка «Русская Арктика», рассказал об истории и историках, делающих открытия на заполярных архипелагах — Новой Земле и Земли Франца-Иосифа.
О том, как находят, казалось бы, ржавые обломки и мусор — а после исследований выясняется, что это уникальный гусенично-колесный автомобиль, снабжавший папанинцев перед экспедицией на Северный Полюс, или легендарный советский самолёт. О том, почему в Арктике нет культурного слоя и какие памятники на Земле Франца-Иосифа заносит песком (а не снегом, как обычно). Как столетние фотографии помогают оценить изменения климата. И что интересного можно увидеть на паритетной киноплёнке с острова Хейса.
Так что культурный слой в Арктике есть — пусть и не в привычном научной смысле. Он связан с разными эпохами, многими государствами — Россией, Норвегией, США, Германией, с великими полярными исследователями и поморами, ходившими по Северному Ледовитому океану совсем не ради славы.