Решение общих вызовов Арктики предложено в проектах участников форума молодых ученых
«Проектная лаборатория» стала заключительным блоком Международного форума молодых ученых «Россия в Арктическом диалоге: глобальный и локальный контексты» и объединила студентов из разных стран для разработки совместных проектных инициатив по решению общих вызовов Арктики.
Участникам Форума молодых ученых было предложено разработать проекты, выбрав одну из пяти тематик: «Арктика: оставаться или уезжать», «Арктика: сохранять или развивать», «Экология и изменение климата в Арктике», «Культурное наследие Арктики» и «Роль университетов в развитии Арктики», отражающих приоритетные направления Программы Председательства России в Арктическом совете. Студенты разбились на восемь команд и работали над своими проектными инициативами все дни проведения форума при поддержке наставников — экспертов в международном проектном менеджменте.
Результаты проектной работы были представлены на суд конкурсной комиссии в последний, третий, день форума. Студенческие инициативы оценивали представители правительства Архангельской области, архангельского регионального отделения Русского географического общества, федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова УрО РАН, управления подготовки и аттестации научно-педагогических кадров САФУ, Мурманского государственного технического университета.
Победителей «Проектной лаборатории» вдохновила лекция руководителя программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF России) Алексея Кокорина, которую он прочитал накануне участникам форума. Авторы проекта «Островок спасения» задумались над проблемой смертности млекопитающих в результате таяния льда в Арктике. Они предложили использовать платформу, запатентованную российскими учеными, в качестве искусственного места отдыха для морских млекопитающих.
— Мы постараемся и дальше совместно развивать наш проект, — отметил студент Российского государственного гидрометеорологического университета Амангелди Рыскулбеков (Кыргыстан).
Второе место было отдано проекту «Арктическими маршрутами», целью которого стало повышение осведомленности студентов различных стран об Арктике с помощью нового образовательного продукта — научно-образовательной игры в виде виртуальной экспедиции по Арктической зоне. Авторы проекта даже успели создать макет сайта, чтобы конкурсная комиссия могла лучше ознакомиться с их идеей.
Авторы инициативы «Человек — главный ресурс Арктики» заняли третье место в конкурсе проектных инициатив благодаря государственному подходу. Команда проанализировала факторы привлекательности арктического региона и сферу его развития, выделила методы привлечения людей в регион, а также проекты и государственные программы, определяющие перспективы развития Арктического региона.
Остальные проекты были также тщательно проработаны и не менее актуальны — определить победителей оказалось очень сложным, как отметили представители жюри. «Арктика: сохранять или развивать» — задались вопросом две команды студентов. Одна из команд предложила технологию по сокращению выбросов углекислого газа путем внедрения низкоуглеродных технологий. Вторая команда представила проект «Оценка влияния утилизации айсбергов на микроорганизмы в Арктической зоне».
— Утилизация айсбергов, выполненная без нарушения технологий, даст возможность снизить антропогенное воздействие на окружающую среду, а также позволит сохранить разнообразие микроорганизмов, — аргументировали ребята.
— Арктический регион не является привлекательным для выпускников школ, поскольку они не считают его перспективным. Соответственно, существует необходимость создания положительного образа Арктики у выпускников за счет демонстрации перспектив профессионального развития, — объяснили актуальность своего проекта «Generation Arctic (GenA) участники одной из команд. Они предложили создать профориентационную платформу, направленную на привлечение абитуриентов в Арктические вузы. Их «соперники» в рамках тематики «Арктика: оставаться или уезжать» разработали проект по созданию Технологического центра в Арктическом регионе.
Культурный проект «Арктика вокруг тебя» предполагает создание единого сайта-агрегатора, демонстрирующего разнообразие культурного наследия Арктики, организацию фото-видео конкурса, проведение фестиваля и многое другое.
— Для нас эта площадка была очень важна как заключительная часть форума, где были представлены проекты студентов из разных стран. Это была наша идея — сделать форум не только включающим лекции, культурную, просветительскую программу, встречи с интересными людьми. Самое главное было дать возможность ребятам высказать свои идеи, выраженные в проектах, по поводу будущего развития Арктики. Услышать их голос в решении глобальных проблем Арктики было очень важно. На мой взгляд, у нас все получилось. Проекты соответствовали общей концепции нашего форума, где мы представляли Арктику не через национальные интересы, а именно как глобальный регион, — подвела итоги начальник управления международного сотрудничества Любовь Зарубина.