120 лет со дня рождения А.А. Полянского
Александр Александрович Полянский (21 января [3 февраля] 1902 — 5 октября 1951) — старший радист ледокольного парохода «Георгий Седов» Главсевморпути. Инженер-капитан Северного Морского пути 3-го ранга (1949), Герой Советского Союза (1940).
В 1908 году с родителями переехал в город Архангельск. Здесь прошли его детство и юность. Окончил 4 класса церковно-приходской школы, а в 1917 году — Островлянскую второклассную учительскую школу. Получив звание «учителя школы грамоты» поступил на работу конторщиком в Архангельский торговый порт.
В 1920 году добровольцем записался Рабоче-Крестьянский Красный Флот и был зачислен в Школу службы связи Белого моря, которую окончил в 1921 году. С 1921 по июнь 1937 — служил радистом на судах торгового морского флота, провёл несколько зимовок, участвовал бортрадистом в разведочных полетах аэропланов и корректировал движение судов.
В июне 1937 года был назначен старшим радистом ледокольного парохода «Георгий Седов». За время арктического дрейфа судна с октября 1937 года по январь 1940 года во льдах Северного Ледовитого океана радист А. А. Полянский обеспечивал бесперебойную связь с Большой землёй, 4 раза в сутки передавая метеосводки, научные и другие материалы. После этого дрейфа остался работать в Арктике.
3 февраля 1940 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза участникам дрейфа на ледокольном пароходе «Георгий Седов». Указом этим «за проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость» все 15 человек последнего состава экипажа судна были удостоены высшей степени отличия.
В день подписания Указа старшему радисту «Георгия Седова» Александру Александровичу Полянскому исполнилось 38 лет! Он оказался не только самым старшим на «Седове», но и самым опытным моряком и полярником. Первый раз зимовал радистом с августа 1922-го по август 1923 года на радиостанции «Цип-Наволок», служа в Пограничной флотилии ОГПУ, а с конца 1923-го по июль 1925 года в УБЕКО «Север» его назначили радистом на пять судов, включая всемирно известный географическими открытиями периода Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910=1915) «Таймыр». Кроме опыта, его огромному авторитету и искреннему уважению со стороны товарищей по дрейфу способствовали прекрасные черты характера: основательность, уравновешенность, рассудительность, доброжелательность, уважительное обращение со всеми и честность, в чем мы с вами убедимся, читая фрагменты его воспоминаний. Этот сплав морского и житейского опыта с добрыми свойствами души породил две формы обращения к нему: «Александр Александрович» и «дядя Саша».
В апреле 1941 годабыл назначен начальником полярной станции на острове Белый (работал там долгих три с половиной военных года, обеспечивая навигацию Полярных конвоев). Вместе с ним находились жена и двое их детей. Только осенью 1944 года прибыла смена. С 1949 года служил начальником полярной станции в Маре-Сале, затем на острове Андрея. С 20 июля 1951 года был начальником инспекторской группы полярной станции Амдерма.
Именем радиста-полярника названо крупное озеро, открытое в Антарктиде в 1956 г.