Новости

«Морская географическая школа САФУ — 2021»: как это было

«Морская географическая школа» подошла к концу. За десять дней экспедиции её участники увидели четыре моря (Баренцево, Норвежское, Северное и Балтийское), побывали в территориальных водах шести стран (России, Норвегии, Швеции, Дании, Германии и Польши) и прошли под самым длинным в мире мостом. Впрочем, созерцание красот — это лишь приятный бонус, основная задача проекта — практическая подготовка студентов по актуальным для Арктического региона дисциплинам (таким как метеорология, экология, биология и география).

Познание Арктики начинается с себя

Пожалуй, самым комплексным студенческим исследованием, проведённым во время «Морской географической школы — 2021», стал анализ студентки четвёртого курса направления подготовки «Гидрометеорология» Анны Романовой. На протяжении восьми дней она проводила медицинские обследования всех членов экспедиции с целью изучения их психофизиологического состояния и изменения их самочувствия при влиянии таких внешних факторов как высокая относительная влажность воздуха, колебания атмосферного давления (из-за прохождения судна внутри циклонов) и волнения моря.

— Мои первые научные исследования начинались на изучении ветра, изменений ветрового режима и их влияний на комфортность климата нашей области. Мне всегда было интересно, как погода сказывается на здоровье человека, особенно в условиях меняющегося климата. С этого началось моё активное изучение биометеорологии. «Морская географическая школа — 2021» — это уже вторая экспедиция, в которой я провожу исследования по данному профилю.

Раннее Анна уже занималась подобным исследованием в рамках «Арктического Плавучего Университета — 2021». Наблюдения, проведённые во время «школы», помогут ей собрать большее количество данных и провести дополнительные измерения.

— В рамках АПУ — 2021 я собирала данные только по артериальному давлению, частоте сердечных сокращений, показателю активности регуляторных систем и индексу напряжённости. Остальные данные я получила от психологов в готовом виде. В ходе «школы», помимо уже названных исследований, мне нужно было самостоятельно провести диагностику состояния сосудистой системы, оценку психоэмоционального состояния и качества сна исследуемых, оценку уровня ситуативной и личностной тревожности и диагностику социально-психологической адаптации личности.

Важно упомянуть, что успех исследования зависел от всех членов экспедиции, которым нужно было посещать импровизированный медицинский кабинет пять раз в день в определённые часы. Каждый пропущенный «приём» —погрешность, которая могла стать критичной.

— Не смотря на крайне плотный график учебных занятий, все участники «школы» исправно посещали обследования. Всем было интересно узнать больше о своём организме при помощи профессионального медицинского оборудования. Благодаря сплочённости и заинтересованности нашей экспедиции я получила необходимый для корректной обработки объём данных.

Обычно подобные исследования проводятся только врачами и психологами, однако Анна считает, что они должны активнее сотрудничать с метеорологами.

— Большинство медицинских научных статей, связанных с адаптацией человека в условиях высокоширотной Арктики, не учитывают изменения погодных условий в этом регионе на момент исследований. Данные о климате берутся за постоянную, хотя на самом деле они меняются. Я думаю, нам стоит объединять усилия, чтобы повысить объективность результатов изысканий.

Свои слова студентка подкрепляет практикой — она активно сотрудничает с медиками и психологами, которые не только помогают в обработке полученных в ходе экспедиций данных, но и составляют для участников исследований персональные рекомендации. Таким образом, «Морская географическая школа» позволяет участникам изучить не только Арктику, но и самих себя.

«Морская географическая школа — 2021»: на страже безопасности региона

Радиационный мониторинг — важная часть исследований, проведённых в рамках «Морской географической школы — 2021». Систематическое изучение радиационного фона и состава техногенных радионуклидов в атмосфере позволяет не только обеспечивать безопасность жителей нашего региона, но и минимизировать последствия возможных радиоактивных аварий. Наличие в Северодвинске радиационно-опасных объектов и недавняя паника, вызванная взрывом ракеты в Нёноксе, подтверждают актуальность подготовки компетентных кадров по данному направлению. Именно по этой причине обучение участников экспедиции практическим навыкам в сфере радиометрии доверили ведущему радиометристу лаборатории мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и радиометрии Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды Вере Цветковой.

— Моя задача не просто ознакомить студентов с деятельностью нашего центра, но и научить их вести наблюдения за радиационным фоном на открытой местности с помощью приборов дозиметрического контроля (таких как носимый дозиметр и дозиметр-радиометр), а также научить их проводить наблюдения за атмосферным воздухом, в частности за атмосферными осадками, с помощью горизонтального планшета. Именно это оборудование позволяет проводить наблюдения на двадцати двух наших станциях сети наблюдения и радиационного контроля.

Обычно такой планшет изготавливается на заказ, устанавливается стационарно на метеоплощадках на уровне одного метра от поверхности земли, в месте, не заграждённом деревьями. На судне, по понятным причинам, таких идеальных условий быть не может, поэтому устройство собрали из подручных средств и прочно закрепили на одной из верхних палуб.

Изготовленный в походных условиях корабельный горизонтальный планшет представляет собой небольшой деревянный столик размером 55 на 55 сантиметров, к которому прижимной рамкой при помощи струбцин прикреплена медицинская марля.

— Именно на этот отрез марли выпадают осадки за сутки по ходу движения судна. На следующий день марля снимается, сворачивается рабочей поверхностью внутрь, упаковывается в отдельный пэ пакет и направляется к нам в радиометрическую лабораторию для дальнейшего исследования. Там мы помещаем марлю в тигель (керамический стаканчик определенной формы) и сжигаем в специальной муфельной печи при высокой температуре 450 градусов Цельсия в течении 8 часов непрерывно. Полученный пепел анализируем на активность бета- и гамма-излучений с помощью бета-радиометра и гамма-спектрометра.

Всего за время «Морской географической школы» студентам-метеорологам удалось получить три пробы, исследовать которые будут специалисты «Северного УГМС». Две из них — с суточной экспозицией, а одна — с пятисуточной экспозицией. Обработанные данные о радиационном фоне на территории маршрута экспедиции студенты смогут использовать в своих научных работах.

Итоги научного путешествия

Программа «Морской географической школы — 2021» предусматривала подготовку молодых специалистов и исследователей САФУ для работы в Арктике совместно с сотрудниками Росгидромета и ведущих российских научно-образовательных учреждений (НОЦ мирового уровня «Российская Арктика»). Программа включала образовательные курсы и научно-исследовательские работы в акватории Баренцева, Норвежского, Северного и Балтийского морей.

— Во время участия в «Морской школе» молодые учёные и студенты проводят комплексные научные исследования, приобретают практические знания, необходимые им для будущей работы в полярных регионах, — рассказала заместитель руководителя экспедиции по науке Анна Трофимова.

Главный принцип «Морской географической школы» — «Обучение через исследование». В ходе рейса студенты должны были самостоятельно вести круглосуточное наблюдение за метеорологической обстановкой, а также ежедневные наблюдение за орнитофауной.

— Это отличный шанс попробовать свои силы и прочувствовать все радости и тяготы научной деятельности. Участие в подобных экспедициях помогает раздвинуть границы мировоззрения и заставляет смотреть на научные проблемы более комплексно. Когда тебе выпадает ночная смена, и ты уставший плетёшься на капитанский мостик снимать показания с приборов — это одновременно и тяжело, и интересно, — поделился впечатлениями магистрант ВШИТиАС Николай Меринов.

Конечно, образовательная программа не обошлась без лекций, но даже тут преподаватели постарались разнообразить теорию практикой.

— В рамках практических занятий со студентами изучены методы мониторинга пластикового загрязнения водной среды, методы мониторинга ледовой обстановки (локальный и комплексный), особенности дешифрирования снимков ИЗС, методика радиометрических исследований, методика маршрутного учёта орнитофауны и морских млекопитающих, методика метеорологических наблюдений в экспедиционных условиях, — отметила заместитель руководителя по образовательной программе Людмила Драчкова.

«Морская географическая школа — 2021» — это настоящий коктейль из новых навыков, интересных лекций, морской романтики и потрясающе красивых мест. Напомним, что это первый для САФУ опыт экспедиции на судне Института океанологии РАН, и хочется верить, что в следующем году данный проект получит заслуженное продолжение.

https://narfu.ru