Новости

Росгидромет: две трети акватории арктических морей остаются летом безо льда

На три-четыре недели выросло время простой навигации на Северном морском пути. Две трети акватории арктических морей остаются летом безо льда, поэтому у судов больше вариантов маршрутов, всё чаще полярные моря остаются совсем безлёдными.

Согласно климатическим моделям, Северный морской путь (СМП) будет полностью очищаться ото льда, а значит, судоходство по нему будет круглогодичным и без применения ледокольной проводки к 2050 году. В Росгидромете уточнили, как изменилась ситуация на СМП с прошлого века.

«Всё это в совокупности (наблюдаемые изменения — ред.) позволяет говорить об улучшении ледовых условий в морях на трассе СМП в летний сезон и значительном расширении сроков благоприятного (безлёдного) навигационного периода в среднем на три-четыре декады», — сообщили в Росгидромете.

Ведомство уточняет, что характерной чертой наблюдаемых изменений является существенное увеличение интенсивности и смещение сроков очищения морей ото льда в раннюю сторону в последнее десятилетие по сравнению с периодом 70-80-х годов прошлого столетия. Очищение прибрежных и центральных районов морей происходит раньше на две — две с половиной декады.

Там также отметили, что очищение морей ото льдов в летний сезон стало более обширным. В 70-80-е годы прошлого столетия акватория арктических морей в летний период очищалась в лучшем случае на треть, то в последнее десятилетие — на две трети. При этом становится возможным использование практически всех стандартных маршрутов плавания (прибрежных, центральных и мористых). В среднем в морях Карском и Лаптевых это событие наступает в конце июля, в Восточно-Сибирском море — в середине августа, в юго-западной части Чукотского моря — в начале июля.

Учёные уточнили, повторяется полное очищение акваторий морей ото льдов, которое в среднем стало наступать в начале сентября. Повторяемость полного очищения морей ото льда в Карском и Чукотском морях составляет 90%, в море Лаптевых — 75% и в Восточно-Сибирском море — 60%.

«Важным моментом является более позднее начало осенне-зимних ледовых явлений, связанных с новым ледообразованием и появлением на акватории морей молодых льдов. Начало осенних процессов в среднем стало наступать на одну-две декады позже среднемноголетних значений», — добавили в Росгидромете.

В ведомстве отметили, что в силу неоднородности распределения ледяного покрова и зависимости его положения от гидрометеорологических условий (ветра, температуры, дрейфа) каждый год, несмотря на лёгкие ледовые условия, в локальных районах трассы СМП могут возникать сложные ледовые условия. Могут сохраняться сплочённые льды, пятна, языки тяжёлых льдов, препятствующих судоходству. Такие условия, как правило, наблюдаются в проливе Вилькицкого и на подходах к нему, в восточной части Восточно-Сибирского моря (в районе Айонского ледяного массива), в котором в 1983 году во льдах было раздавлено судно «Нина Сагайдак».

https://ru.arctic.ru