Новости

Уральские дизайнеры разработали концепцию снегобайков для арктических нацпарков

Уральские дизайнеры разработали концепцию снегобайков для арктических нацпарковСнегобайк выпустят малой серией в 100 экземпляров.

Специалисты Школы арктического дизайна разработали концепцию снегобайка в качестве туристического транспорта для национальных парков в Арктике. Такое средство передвижения легко ремонтировать, сообщила ТАСС кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИ ТГУ, директор школы Светлана Кравчук.

«Заказчик пришел к нам с готовым прототипом, отработанной и протестированной конструкцией, и конкретной задачей — сделать привлекательную „оболочку“. Решаемая проблема была обозначена так: данный вид транспорта практически не имеет аналогов, и поэтому пока нет понимания, где такой транспорт может пригодиться. Поэтому решено было начать с самой „легкой“ сферы — сферы туризма, где можно протестировать самые разнообразные и смелые дизайнерские решения, выявить потребительские предпочтения, понять, как „встроить“ это транспортное средство в культуру той или иной местности. В настоящее время ведется разработка варианта снегобайка для производства малой серии в 100 экземпляров», — сказала собеседница агентства.

В разработке проекта также участвовали специалисты из Лаборатории активных систем ИПУ РАН и компании Working Gang Customs и E-Max. Транспортное средство протестировали на Северном Кавказе, а также в горах, тундре и морском побережье Кольского полуострова. В результате появился тихий, экологичный, легкий, скоростной и маневренный снегобайк, использовать который разработчики предложили для передвижения в национальных парках. Конструкция защищает водителя от ветра и снега. Работая над вариантами корпуса, дизайнеры вдохновлялись бионическими образами: в одном случае — летящей птицы, в другом — сказочного Конька-горбунка.

Транспорт в сложных климатических условиях, по словам дизайнеров, должен быть ремонтопригодным. Ремонт может проходить в полевых условиях, детали должны подбираться легко из имеющегося ассортимента, и в целом транспортное средство должно быть понятным для своего пользователя. Все, что застрянет в снегу или в болоте, и что пользователь не сможет починить сам или с минимальной помощью, «считай пропало там навсегда», добавила собеседница агентства.

Сельский вездеход и дом на колесах

В этом году магистранты Уральского архитектурно-художественного госуниверситета из команды школы представили на защиту три проекта, и одним из них стал вариант внешнего облика снегобайка. «Среди других разработок — легкий вездеход для сельской местности. Проблема реальная: на сегодняшний день потребности и запросы сельского населения никак не представлены на рынке транспортных средств. Также студенты представили автокемпер для северного туризма», — сказала Кравчук.

Каждый из представленных проектов планируется развивать и дальше. Так, дом на колесах планируют сделать полностью электрическим, при этом поддерживаться его автономное существование будет не более трех дней. Связано это с тем, что долгое пребывание человека оказывает негативное влияние на «хрупкую северную природу», поэтому техника будет «вынуждать» пользователя вернуться в цивилизацию.

Решения для Арктики

Научная школа арктического дизайна появилась более 40 лет назад на базе УрГАХУ, сейчас организация существует в формате АНО и исследовательского подразделения Сибирского центра дизайна НИ ТГУ. За время своей деятельности специалисты школы собрали большой массив исследовательских данных, разработали широкий спектр решений для улучшения условий жизни и работы в условиях Арктики.

«Среди разработок [выполненных студентами Школы ранее] различные предметы быта, транспортные средства, одежда, различная туристическая атрибуция, амуниция, временные приспособления для жилья, сани, спасательные катера», — рассказала начальник научно-исследовательской части УрГАХУ, кандидат архитектуры Екатерина Витюк.

В числе проектов прошлых лет — мобильные пневмопалатки для спасателей и арктических пограничников. В сложенном состоянии они похожи на рюкзак и легко транспортируются. «Такие технологии очень важны, так как погода может поменяться очень резко. Конструкции должны работать быстро и легко: быстро раскладываться и складываться», — пояснила собеседница агентства.

Еще одна из разработок — туристический прицеп к снегоходу для двух пассажиров. Это актуально для переменчивой погоды и экстремальных условий. В своем решении автор предложил использовать новую технологию при создании лыж прицепа и делать их легкими и тихими, при этом лыжи остаются легкоуправляемыми, надежно сцепляются со снегом и не отклоняются от задаваемого курса. В основе полозьев несколько слоев разных материалов. Между защитно-декоративным слоем сверху и скользящей поверхностью снизу чередуются слои стеклопластика и других материалов. При этом сама капсула для пассажиров полностью автономна.

Кроме предметного дизайна разрабатываются турмаршруты, сценарии репрезентации местных традиций и многое другое.

ЕКАТЕРИНБУРГ, 16 июля. /ТАСС/