В Архангельске открылся музей Степана Писахова – художника, исследователя, сказочника
Историческое здание, в котором расположился музей, это — торговый дом, принадлежавший купцу первой гильдии Андрею Буторову. Построен он в начале прошлого века специально под магазины. А в начале нынешнего века он был обречён на гибель, как заявили специалисты. И это случилось уже, когда в здании находился музей Писахова, к тому времени признанный одним из лучших в мире.
Поэтому стоит хотя бы кратко вспомнить эту историю. 2008 год. Многолетние усилия Майи Миткевич, сотрудников музея, и всех, кто поддерживал идею создать в доме Буторова музей Писахова, увенчалась успехом. Это был просто фурор для Архангельска. Такого музейного пространства в городе ещё не было. Для жителей города старшего поколения, самым главным было то, что в Архангельске появился музей Степана Писахова, таким образом, восторжествовала историческая справедливость в отношении его мощной личности. А молодёжь полюбила это место за возможность самореализации и необычность обстановки. Здесь всё время что-то происходило. Таких музеев и в стране тогда почти не было.
И летом 2011 года в Архангельск инкогнито приехали эксперты Европейского музейного форума. Просто у них такая форма инспекции — застать врасплох, увидеть, всё, как есть. Увидели — и признали, что это один из лучших музеев мира, что и было зафиксировано в дипломе, который тогда вручили руководству музейного объединения.
А осенью, этого же года, другие эксперты, уже строительные, советовали Майе Владимировне немедленно убирать экспозицию, а от дома отказаться, потому, что спасти его нельзя. Его предлагали снести, а на месте построить что-то новое. Кстати, это вполне мог быть и торговый центр.
Дело в том, что во время строительства торгового цента, который расположился по соседству, были нарушены деревянные сваи, на которых держался дом. Ушла влага, которая их подпитывала, они стали постепенно разрушаться, а «контрольным» выстрелом стало строительство ливнёвки, проложенной рядом с домом.
— Дом удалось спасти только потому, что мы очень быстро отреагировали, увидев на стенах огромные трещины, — вспоминает Майя Владимировна. — Буквально в течении двух суток здание было признано аварийным. Нам также повезло, что в Архангельске появились специалисты из Санкт-Петербурга, которые владели технологиями укрепления таких фундаментов, как в этом доме...
Дом тогда спасли, но, чтобы вернуть ему прежний облик и вдохнуть в него полноценную музейную жизнь, понадобилось десять лет. И не случайно, выступая на открытии музея, Зоя Дмитриевна Кулешова, заместитель директора музейного объединения, попросила гостей, чтобы с пониманием отнеслись к тому, что у неё может дрогнуть голос. Она сказала, что сотрудники музея счастливы, что закончилось это тяжелое для них десятилетие. И, то, что изначально задумала Майя Владимира Миткевич, удалось воплотить в жизнь.
Экспозиция, после возвращения, стала богаче и разнообразнее. Для этого работало множество разных специалистов. Помощь коллегам оказал краеведческий музей, а известный архангельский художник Алексей Григорьев, вместе с московскими дизайнерами, занимался оформлением залов и наполнением их всевозможными «фишками», к которым можно отнести, например, говорящие шляпы. Всё же речь идёт о сказочнике, а он всегда удивлял.
Внучатые племянники Степана Писахова, живущими в Архангельске, предоставили музею столовое серебро с семейными монограммами, столик, стулья, мебель, кузнецовский чайный сервиз. Также музей обрёл уникальные фото из семейного альбома Писаховых.
В экспозиции появились новые живописные и графические работы Писахова, некоторые для зрителей были открытием. В частности, работы, написанные в двадцатые годы, отражающие успехи молодой советской власти.
Вся экспозиция выстроена так, что мы видим Степана Писахова и в разное времени, и в разных местах. И то, и другое меняло его самого, а также его отношении к жизни и творчеству. Основное место в нем занимала Арктика, где он бывал многократно — и как художник, и как исследователь. Архангельск он рисовал не так часто, зато в сказках родной город в него был райским местом.
Писахов представлен в экспозиции и как литератор, но, прежде всего, он сказочник. В зале посвященном этой его ипостаси, много всего необычного — к примеру, размораживаются замороженные песни и мерцают северным сиянием.
Первую экскурсию по обновленной экспозиции провела Наталья Козлова, заведующая отделом «Музей художника и сказочника Степана Писахова» Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».
Теперь музей открыт для всех. Потому, что это подлинное явление для Архангельска. Кстати, музей Степана Писахова и музей Александра Борисова, художника и исследователя Арктики, находятся, что называется, через дорогу. Они формируют пространство старого Архангельска, которого — увы, осталось так мало в городе. И Майя Владимировна надеется, что удастся «выхватить» у разрушительного времени то, что ещё у нас есть.
Светлана ЛОЙЧЕНКО