Новости

Судостроительный вектор НОЦ

E389F600 F819 4438 907C 086E50645DA1В конце минувшей недели в Северном (Арктическом) федеральном университете им. М. В. Ломоносова состоялась встреча руководителей НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» с представителями Акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация». Корпорация — крупнейшая судостроительная компания России. В холдинг входит около 40 проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий, на базе которых консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса.

Во встрече, прошедшей в режиме ВКС, приняли участие вице-президент АО «ОСК» Василий Бойцов, представители всех ключевых предприятий, входящих в корпорацию, а также ректоры ведущих вузов, работающих по темам, связанным с гражданским и военным судостроением.

«Судостроение — ключевая тема для работы НОЦ мирового уровня. И мы хотели бы сконцентрировать свои усилия на разработке необходимых технологий и материалов для создания морской техники, надводных и подводных судов для работы в высоких широтах. И здесь без конструктивного диалога с судостроительными предприятиями не обойтись», — подчеркнула Елена Кудряшова, открывая встречу.

Настрой на диалог с судостроителями поддержал и вице-президент АО «ОСК» Василий Бойцов, предложивший несколько направлений для совместной работы.

«Нам бы очень хотелось создать российскую судостроительную школу, основанную на фундаментальных научных исследованиях, предлагающую производству самые современные технологии и материалы. Судостроению нужна инновационная подпитка, научные исследования, чтобы отрасль могла развиваться и решать сложные технологические задачи по строительству неатомного ледокольного флота, ледостойкихдобывающих платформ, плавучих энергоблоков, новых кораблей класса arc7 и других проектов. Нам сегодня нужны прорывные решения, только так мы сохраним лидерство России в арктическом регионе», — отметил Василий Бойцов.

Руководителей АО «ОСК» поддержали и ректоры вузов, давно работающие с предприятиями корпорации — у каждого из них есть свои разработки, которые они готовы предложить производству.

Так ЦНИИ КМ «ПРОМЕТЕЙ» — НИЦ «Курчатовский институт» совместно с судостроительными предприятиями АО «ОСК» в Северодвинске планируют в рамках НОЦ работать над созданием многофункциональных конструкционных материалов, сочетающих высокую удельную прочность с высоким сопротивлением коррозионно-механическим и хрупким разрушениям. Новые материалы найдут свое применение в создании больших по вместимости многофункциональных обитаемых подводных технических средств и подводных станций длительного функционирования для добычи полезных ископаемых на больших глубинах.

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет работает над внедрением аддитивных технологий в процесс ремонта военных и гражданских судов.

Однако Арктика — это не только строительство судов и добыча полезных ископаемых. Это еще и необходимость обеспечения транспортной и экологической безопасности на объектах Северного морского пути. Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ́«занимается разработкой технологии изготовления высокоэффективного преобразователя энергии ядерного распада в электричество с целью создания миниатюрных радиоизотопных батарей питания систем удаленной телеметрии и мониторинга объектов Северного морского пути, космонавтики и нефтегазовой инфраструктуры в условиях ограниченного доступа. Ученые МИФИ разрабатывают системы удаленной диагностики состояния судовых двигателей и иного оборудования.

Севастопольский государственный университет разрабатывает системы комплексного оперативного контроля параметров окружающей среды в Арктике с помощью морских и ледовых измерительных платформ в интересах решения задач освоения региона и обеспечения безопасности государства. Такие системы позволят оперативно отслеживать малейшие изменения, связанные с деятельностью человека в Арктике.

Традиционной работой вузов остается и подготовка кадров для судостроительных предприятий. И здесь опыт САФУ, сохранившего уникальную систему взаимодействия с работодателем. Институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз) — единственное в России учебное заведение, сохранившее интегрированную систему подготовки «Завод-ВТУЗ», обеспечивающую студентам гарантированное трудоустройство, получение рабочей профессии и ценных практических знаний и навыков не только в учебных аудиториях, но и прямо в цехах завода.

«Объединение проектов в рамках НОЦ позволит сконцентрировать существенные интеллектуальные ресурсы для решения практических задач судостроителей. Убеждена, что именно НОЦ и станет площадкой для формирования прорывных решений в отрасли», — резюмировала Елена Кудряшова.

Собравшиеся договорись, что уже в ближайшее время проведут серию двусторонних встреч для конкретизации деталей проектов.

https://narfu.ru