Новости

8 февраля 1888 года родился Ян Нагурский первый в мире человек, совершивший полёты на самолёте севернее полярного круга

Nagorski JanЯн Ио́сифович Нагу́рский — морской лётчик Российского императорского военно-воздушного флота, гидроавиатор, первый в мире полярный лётчик. Первым совершил полёты на самолёте севернее полярного круга. Первым в мире выполнил мёртвую петлю на гидросамолёте.

К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции В. А. Русанова, Г. Л. Брусилова и Г. Я. Седова считались пропавшими без вести. По инициативе Русского Географического общества 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству организовать их поиски.

Выполнение поисковых работ было возложено на Главное гидрографическое управление. Начальник Главного гидрографического управления генерал-лейтенант М. Е. Жданко вызвал поручика по адмиралтейству Нагурского и спросил его мнение о возможности полётов в Арктике.

Нагурский не имел полярного опыта и вступил в переписку с Амундсеном. Первоначально Нагурский рассматривал возможность использования гидросамолёта Григоровича «М-5», однако затем остановил выбор на «Фармане МФ-11».

Руководитель экспедиции капитан 1-го ранга Исхак Ислямов скептически отнёсся к идее воздушного поиска, однако Нагурский получил поддержку Амундсена и Отто Свердрупа.

По заданию Ислямова, Нагурскому предстояло обследовать с воздуха район побережья Новой Земли от Крестовой губы до полуострова Панкратьева. Самолёт был собран Нагурским и Кузнецовым на берегу Новой Земли у становища Ольгинского при помощи членов экипажа «Печоры». Работа была трудной. Температура днём достигала +1 °C, однако ночью падала ниже нуля. Сборка заняла два дня.

Всего Нагурский совершил 5 длительных разведывательных полётов. Несмотря на то, что никаких следов (кроме каирна Седова) пропавших экспедиций с воздуха обнаружить не удалось, Нагурский внёс существенные коррективы в существовавшие карты, а также смог предоставлять сопровождающим судам информацию о состоянии льда по маршруту движения — то есть впервые выполнил функции ледовой разведки.

14 октября 1914 года Нагурский лично доложил результаты генерал-лейтенанту Жданко. Кроме того, Нагурский изложил Жданко проект полёта к Северному полюсу. Главную базу экспедиции Нагурский предполагал организовать на острове Рудольфа — это самый северный остров Земли Франца-Иосифа, в то же время обычно доступный для судов. От главной базы на север, через каждые 200 км, планировалось построить три вспомогательные базы с взлётными полосами, запасами еды и топлива. Жданко был впечатлён идеей, но война создавала более насущные проблемы. По результатам экспедиции Жданко представил Нагурского к награждению «Орденом Святого Станислава».

Подробный отчёт Нагурского был издан в роскошном переплёте из тиснёной кожи и преподнесён морским министром Григоровичем царю. Через некоторое время отчёт вернулся с царской резолюцией «Прочитал с удовольствием». По такому случаю Нагурский награждён 6 декабря 1914 года орденом Св. Анны 3-й степени.

Нагурский описал, по совету Центкевича, свои полярные полёты в книге «Первый над Арктикой» (1958). Во второй части воспоминаний, книге «Над пылающей Балтикой» (1960), описал службу во время первой мировой войны.

В честь Яна Нагурского названы:

  • Мыс Нагурского в северной части острова Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа.
  • Гидрометеорологическая полярная станция «Нагурская» Госкомгидромета СССР на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа (закрыта в 1997 году).
  • Вспомогательный аэродром «Нагурское» Оперативной Группы Арктики (ОГА) Дальней авиации СССР на Земле Франца-Иосифа (закрыт, по состоянию на 2009 год используется как взлётно-посадочная площадка авиации пограничной службы ФСБ России).
  • С мая 2007 года — база пограничной службы ФСБ России «Нагурская» на Земле Александры.

 https://ru.wikipedia.org