Новости

24 декабря 1903 года родился Эрнст Теодорович Кренкель

LAapSuI0OIgЭрнст Теодорович Кренкель известный советский полярник, профессиональный радист, участник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс — 1» («СП-1»), первого сквозного плавания по Северному морскому пути за одну навигацию на ледокольном пароходе «А. Сибиряков», экспедиции на пароходе «Челюскин» и других арктических экспедиций.

В 1921 году Э. Кренкель натолкнулся на приклеенное к стене объявление о наборе слушателей на курсы радистов. Этот незначительный эпизод привел к решительному повороту в его жизни. Сам Кренкель писал следующее об этом случае: «Я долго читал и перечитывал объявление. Мимо шли люди. Никого кроме меня этот листок не привлекал, а я стоял и думал...Загадочный мир радиоволн, да еще в придачу усиленное питание для тех, кто в этот мир проникает, все это было совсем неплохим вариантом дальнейшего жизненного устройства».

Молодой Советской республике необходимы были радисты, и курсы, организованные Профсоюзом радиоспециалистов должны были воспитать молодую радиосмену. Через год курсы были окончены, и Кренкеля, как первого ученика (скорость приема 150 знаков в минуту) направили на Люберецкую радиостанцию, принимавшую сообщения прессы всех стран, которые направлялись в редакции центральных газет. Первый рабочий день прошел неудачно. Первая радиограмма из города Лион им принята не была.

В 1924 году Э.Т. Кренкель уезжает в Ленинград, надеясь устроиться радистом на пароход. Однако работы даже для опытных радистом там не было. Судьба распорядилась так, что свела Кренкеля с Н.Н. Матусевичем — начальником Экспедиции Северного Ледовитого океана, который набирал очередную смену зимовщиков на полярную станцию — Маточкин Шар . В 1923 году там была построена обсерватория. В обязанности обсерватории вменялось составление метеосводок, проведение гидрологических и аэрологических наблюдений. Через несколько часов после знакомства Э.Т. Кренкель занял вакантное место.

13 августа судно «Юшар» вошло в пролив, а 16 числа началась смена состава станции. Путь радиограмм от обсерватории до Большой Земли был довольно сложным. Сначала сообщение принималось радиостанцией Югорский Шар, затем передавалось на радиостанцию Исакогорку, а только потом в Москву. Радиостанция на Маточкином Шаре состояла из искрового передатчика, основными частями которого были умформер и разрядник. Причем последний являлся самой капризной деталью. О технической стороне вопроса весьма ярко вспоминал Эрнст Теодорович: «Пуск передатчика был целым событием. После звонка к механику в соседнем помещении начинался запуск двигателя. Оперируя сжатым воздухом и ловко попадая в такт, механик должен был раскрутить и запустить двигатель... Теперь наступал мой черед: осторожно выводился пусковой реостат и, взревев трубным звуком, начинал работать пятикиловаттный умформер». Погода зимовщиков тоже не радовала, частенько бывали метели, ветры до 28 метров в секунду, мороз более 30 градусов.

12 августа 1925 года в пролив вошло экспедиционное судно «Таймыр» с новой сменой личного состава. Зимовка была окончена. Так Э.Т. Кренкель сделал первый шаг в Арктике.

12 января 1930 года Эрнст Кренкель установил мировой рекорд дальности радиосвязи, осуществив связь между диаметрально противоположными районами земного шара: находясь в Арктике на полярной станции Бухта Тихая на острове Гукера (архипелаг Земля Франца-Иосифа), он провёл сеанс радиосвязи на коротких волнах с базой Литл-Америка в Антарктиде.

Эрнст Кренкель был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден Золотой Звездой под номером 73 за легендарный дрейф на первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1» с 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 года.

В годы Великой Отечественной войны Эрнст Кренкель выполнял важные поручения командования Главсевморпути. В глубоком тылу он продолжал работать в качестве заместителя начальника главка. В 1948 году Кренкель оставил работу в Главсевморпути и возглавил один из московских радиозаводов. С 1951 года и до последнего дня он плодотворно работал в НИИ гидрометеорологического приборостроения.

С 15 ноября 1968 по 15 марта 1969 года состоялась его последняя высокоширотная экспедиция. Эрнст Теодорович Кренкель, находясь уже в солидных годах, был начальником рейса научно-исследовательского судна «Профессор Зубов» из Ленинграда в Антарктику. Судно доставило участников 14-й Советской антарктической экспедиции на полярные станции «Мирный» и «Беллинсгаузен» и забрало зимовщиков предыдущей экспедиции.

Источник:

В подготовке публикации использованы: «Первый шаг в Арктику» из дневников Э.Т. Кренкеля\\журнал «Радио» № 6, за 1972 год.

Северный морской музей https://vk.com