Новости

Арктическая школа деревянного традиционного судостроения ждёт новых учеников

Завершил работу первый поток Арктической школы деревянного традиционного судостроения на верфи Соломбала в Архангельске. Проект, осуществляемый при помощи Президентского гранта, вызвал большой интерес, и оказаться среди учеников школы хотели десятки кандидатов. Школа объявляет новый набор и начнёт работу уже 18 января 2021 года.

04 ad5fo-5y-nsПостроить настоящий поморский коч своими руками, постичь искусство знаменитых поморских корабелов, выйти в море и принять участие в морских экспедициях, планируемых в Западной Арктике, — это мечта для многих из тех, кто покорён Севером. На средства Президентского гранта в Соломбале отработала свой первый сезон обучения Арктическая школа деревянного традиционного судостроения. В число первых учеников вошли люди со всей страны, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Перми и, конечно, непосредственно из Архангельской области. Пополнить ряды «первооткрывателей» и оказаться в первом, прорывном потоке школы хотели более 50 кандидатов.

Ассоциация «Судостроительный кластер Архангельской области», разрабатывая этот проект, обратилась к славной истории русского флота, к первым его морским кораблям, строившимся столетия назад в Архангельске, на Мосеевом острове. Соломбала — городской округ Архангельска, славный своей старинной судоверфью, где до сих пор умеют строить морские деревянные суда по правилам и традициям поморских мореходов. На Соломбальской судоверфи идёт сейчас строительство коча — деревянного морского парусно-гребного судна, традиционного для поморских рыбаков, сибирских промысловиков и русских первопроходцев.

Коч — это наглядный пример совершенного по своей конструкции промыслового судна, идеальный образец традиционной технологии деревянного судостроения. На таких кораблях — круглобоких, однопалубных, с неглубокой осадкой — можно было не бояться льдов: конструкция позволяла вытащить коч на лёд неповреждённым. Можно было заходить в речные устья и не бояться мелей и камней. Можно было вытащить коч на берег и перетащить судно волоковым путём. Искусные кормщики водили свои корабли далеко от родных берегов, достигали Груманта (Шпицбергена) и Матицы (Новой Земли), ходили и дальше, открывая неведомые земли. Поморский коч — это ещё и символ твёрдости и стойкости русского первопроходца-промысловика-северянина, символ эпохи, когда с помощью кочей были заложены основы российских границ в Арктике.

На протяжении двух месяцев курсанты Арктической школы деревянного традиционного судостроения изучали теорию, практику и историю корабельного дела. Для них подготовили не только учебную, но и экскурсионно-познавательную программу, познакомившую ближе с культурой Севера, Арктики и Поморья. Это были интереснейшие лекционные курсы о традиционном деревянном судостроении — его истории, материалах, инженерных конструкциях, приёмах традиционного северного мореходства и навигации.

Курсанты научились работать с традиционным ручным деревообрабатывающим инструментом, постигли тонкости обработки важнейших конструкций деревянного корпуса коча и его оснастки и даже осуществили творческие проекты в рамках самостоятельной работы. Все ребята, прошедшие обучение, ждут теперь возможности выйти в море на своём корабле. Слушатели школы будут приглашены на спуск судна, когда его постройка завершится. Их ждут морские дороги Белого и Баренцева морей.

Весной 2021 года Россия становится председателем в Арктическом совете, объединяющем все страны Арктического бассейна. Живой интерес к Арктике, истории её освоения, историческому и культурному наследию Поморья, традиционным народным промыслам, морскому делу — это важнейший аспект развития региона. Этот интерес помогает развитию туризма и рекреации, способствует привлечению молодёжи. В нём заложен и мощный потенциал для инвестиций и международного сотрудничества. Все эти задачи — творческая среда для Арктической школы деревянного традиционного судостроения.

На сегодняшний день объявлен набор на 2-й поток обучения, который начнётся уже с 18 января и продлится до 21 марта 2021 года.

Более подробная информация находится в группе проекта в «ВКонтакте».

Фото: vk.com/pomor_koch

https://www.rgo.ru