Ученые впервые изучили накопление радионуклидов в торфяниках Архангельской области
Специалисты Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики Уральского отделения РАН (ФИЦКИА, Архангельск) впервые изучили накопление техногенных радионуклидов в торфяниках Архангельской области. Как в пятницу рассказал ТАСС заведующий лабораторией экологической радиологии ФИЦКИА Евгений Яковлев, работы проводились совместно с коллегами из института радиобиологии Академии наук Беларуси.
«Нас интересовало распределение радиоактивности в торфяниках. Актуальность исследования радионуклидов обусловлена тем, что в свое время эти территории подверглись воздействию техногенной радиоактивности в период ядерных испытаний в атмосфере, в период техногенных аварий, когда все это выпадало. Арктике в этом плане досталось сильно, поскольку здесь был полигон на Новой Земле, различные объекты, было много факторов, даже шлейф от Чернобыля здесь есть. Таких исследований на территории европейской части России практически не проводилось», — сказал Яковлев.
Как отметил ученый, техногенные радионуклиды в болотных экосистемах активно исследуют специалисты в Норвегии, Швеции. При этом значительная часть торфяников расположена в субарктических регионах европейской части России: Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ. Для этой территории характерен очень влажный и холодный климат, где воды испаряется значительно меньше, чем выпадает осадков. Это способствует образованию торфяников. «В этой части страны сосредоточено около трети всех торфяных ресурсов России, и вообще около 50% мировых ресурсов торфяников находится в России, до 50%, это очень много», — пояснил собеседник агентства.
При этом в европейских регионах формируется особый вид торфяников — верховой. «Он получает основное свое питание из атмосферы: пыль, аэрозоли, снег, дождь, что из атмосферы летит, поэтому торфяники представляют из себя такую мощную информативную базу атмосферных загрязнителей», — отметил Яковлев.
В двух районах Архангельской области — Мезенском и Приморском — были отобраны колонки торфа до глубины около 70 см. Это предельная глубина выпадения техногенных радионуклидов. В Мезенском районе практически нет больших производств, поэтому проба оттуда менее загрязненная. Второй образец был отобран у поселка Рикасиха недалеко от города Северодвинска. «Это более техногенно измененный район», — уточнил ученый. Далее специалисты исследовали основные радионуклиды атмосферных выпадений: цезий-137, изотопы плутония, урана, америций-241, свинец-210.
Глобальные выпадения
Как оказалось, активность радионуклидов в зависимости от глубины взятого образца значительно отличается. Ученые провели датирование по методу избыточного свинца-210 — так определяют возраст торфа в молодых отложениях. Свинец-210, в отличие от других радионуклидов, практически не перемещается. «Он с водой, торфяной влагой плохо мигрирует: выпал, зафиксировался и остался там. Другие радионуклиды могут в зависимости от изменения параметров, от воздействия растительности, мха, могут перемещаться либо вверх, либо вниз», — пояснил исследователь. Таким образом специалисты установили, каким годам соответствует тот или иной слой торфа.