Запрет флотского мазута в Арктике вступит в силу лишь через девять лет
20 ноября Комитет по защите морской окружающей среды (МЕРС/КЗМС) на онлайн-встрече Международной морской организации (IMO) одобрил запрет на использование флотского мазута для судоходства в арктической зоне. Принятый документ допускает широкий ряд исключений, разрешающих использование мазута в Арктике, и полноценно вступит в силу лишь через девять лет
Формально Запрет вступит в силу в 2024 г., однако отдельные виды судов смогут использовать его до 2029 года, прежде всего имеющие двойной корпус. Кроме того, для стран, у которых есть арктическое побережье, в том числе для России, будет предусмотрена возможность выдавать специальные разрешения для отдельных судов также до 2029 года. Правила выдачи таких разрешений будут определены IMO дополнительно.
«Столь слабое решение КЗМС/МЕРС о запрете использования тяжелого судового топлива в арктических водах заставит нас искать другие способы защиты Арктики, — говорит Алексей Книжников, директор по экологической ответственности бизнеса WWF России. — В России такие действия нужны даже больше, чем в других арктических регионах.
В ближайшие десятилетия у нас ожидается существенный рост судоходства. В этом году масштабный разлив нефти на Таймыре показал, насколько дорого обходится использование нефтяного топлива в Арктике.
Экологические НКО России рассмотрят возможность проведения кампании, направленной на то, чтобы заставить судоходную отрасль не использовать льготы и исключения после 2024 года на добровольной основе. Теперь у нас есть дополнительный веский аргумент. В октябре 2020 года была принята новая национальная арктическая стратегия. Одним из приоритетов новой стратегии является переход с нефтяных топлив на более экологичные альтернативы в российской Арктике».