Участники летней школы на Соловках выявили, что озера островов стали чище, чем год назад
Студенты взяли десятки проб в озерах и в море.
Летняя соловецкая школа-2020 Северного Арктического федерального университета (САФУ, Архангельск) завершилась на архипелаге, одним из основных направлений в этом году было исследование водоемов. Как рассказала ТАСС во вторник руководитель проекта, заместитель директора интеллектуального центра — научной библиотеки САФУ Светлана Тюкина, вода в озерах на Большом Соловецком острове стала чище, чем была в 2019 году.
«Группа экологов сказала, что даже на уровне первичного анализа, что можно сделать на архипелаге, качество озерной воды, в частности, в Святом озере, улучшилось по сравнению с прошлым годом. Они предполагают, что это связано с тем, что в этом году значительно меньше паломников и туристов, антропогенное воздействие, соответственно, ниже. Тем более, что прежде, и в прошлом году тоже, были зафиксированы несанкционированные сбросы в Святое озеро, поэтому этот год благоприятный для водоемов», — сказала Тюкина.
Студенты взяли несколько десятков проб как в озерах, так и в море. Для контроля использовались точки, где минимальное антропогенное воздействие, например, на острове Муксалма. Пробы сразу замораживались и отправлялись в Архангельск самолетом.
Углубленные исследования будут проводиться в лабораториях университета. «Ребята хотят написать по итогам исследования аналитическую записку по состоянию воды с опорой на химические анализы, — отметила собеседница агентства. — Она будет предназначена для фонда развития Соловецкого архипелага и администрации Архангельской области, а также администрации поселка Соловецкий. В ней будут предложения, что можно сделать современными биотехнологическими способами для улучшения состояния воды, пока строятся очистные сооружения».
Влияние пандемии
В этом году в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции допуск на Соловки был закрыт для туристов до 15 июля. Сейчас на архипелаг можно попасть только при наличии отрицательного результата теста на коронавирус. Поэтому туристов в целом меньше, чем обычно. Группа студентов-социологов школы изучала, как молодежь архипелага воспринимает ситуацию с пандемией. «Они пошли по актуальной теме — жизнь в эпоху пандемии. У социологов есть гипотеза, что настроения молодежи на материке и на острове в период пандемии отличаются. Они взяли несколько фокус-групп, проводили глубинные интервью, — рассказала руководитель школы. — И в Архангельске они будут работать с группами, которые были в городе и затем сопоставят, кто как воспринимал ситуацию, личные особенности, общие черты».
Группа IT в этом году работала с коллегами из Соловецкого монастыря, они займутся улучшением и оптимизацией официального сайта обители. Участники на месте выявили, какие есть проблемы и начали разработку материалов для мобильного приложения. «Они уже внесли предложения по дизайну, которые согласованы, — пояснила Тюкина. — Для ребят это будет работа надолго, для кого-то это будут курсовые». Собеседница агентства отметила, что в прошлом году студенты разработали виртуальный тур по выставке о соловецких юнгах для сайта Соловецкого музея-заповедника. «В этом году он очень пригодился, а одну из наших студенток музей этим летом взял на работу, она создает виртуальные туры», — добавила она.
Физики и лирики
Инженерный блок в этом году был посвящен гидроэлектростанции монастыря и сухому доку. На этих сооружениях к 2023 году планируется создать музейную экспозицию. Сейчас на объекте работают реставраторы. Часть озер на Большом Соловецком острове соединены системой каналов. В 1801 году на Соловках был построен сухой водоналивной док, который стал одним из первых сухих доков России. В доке ремонтировались как монастырские суда, так и суда, зашедшие в Соловки с коммерческими целями. У Соловецкого монастыря была собственная гидроэлектростанция, она была установлена на канале между Святым озером и сухим доком в 1911 году.
Студенты-физики придумали проект интерактивной экспозиции, посвященной инженерной истории Соловецкого монастыря. «Музей планирует разместить экспозицию, которая прежде всего была бы интересна детям и людям, интересующимся техникой, — отметила Тюкина. — И наши студенты придумывали, какие могут быть экспонаты, какой может быть рассказ, какие интерактивные модели. И к защите проектов в САФУ они планируют сделать несколько 3D-моделей инженерных устройств, которые будут рассказывать, как была устроена система каналов, сухого дока, электростанции».
Группа культурологов работала над созданием музыкального оформления музейной экспозиции, посвященной Соловецкому лагерю. Выставка будет представлена и в виртуальном варианте, поэтому сопровождение будет сделано и для сайта. Как сказала руководитель школы, участники собрали так много материала, что решили создать цикл лекций на площадке интеллектуального центра САФУ, посвященный музыке 1930-х гг., в том числе музыкантам, которые были в лагере. «И студенты создадут медиаресурс, был уже представлен промо-ролик, куда вошли и звуки соловецкого леса, и колокола, и музыка Шостаковича, и видеоряд, связанный с лагерем», — отметила Тюкина.
Игры и квесты
Историческая часть в этом году была посвящена созданию игр и квестов. Одну игру участники провели для местных школьников, а затем на мастер-классах учились создавать собственные. Студенты придумали деловую экологическую игру, настольную игру для физиков и исторический квест. «Историческая игра будет представлена в ноябре, скорее всего, уже апробированная, участвовать в апробации будут соловецкая школа, гимназия № 3 в Архангельске, одна из школ в Москве, также мы ее попробуем провести в музее занимательных наук САФУ», — пояснила собеседница агентства.
Игра посвящена Соловецкому сидению 1668-1676 гг. Это вооруженное сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, а также беглых крестьян, посадских людей, стрельцов, солдат церковным реформам патриарха Никона. Из-за отказа монастыря принять нововведения правительство страны распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. В 1668 году на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря. Боевые действия продолжались несколько лет и завершились в 1676 году падением Соловецкого монастыря. В дополнение планируется разработать настольную игру, посвященную историческим личностям, так или иначе связанным с Соловками.
Для максимального погружения участники школы посетили Ботанический сад, Секирную гору, Большой Заяцкий остров, на котором находятся древние каменные лабиринты, остров Муксалму, который соединяется с Большим Соловецким островом каменной валунной дамбой XIX века протяженностью более 1 км. В связи с пандемией экскурсии были возможны только на открытом воздухе, но, как сказала Тюкина, группе в этом году очень повезло с погодой. «Все дни было солнце, и только один раз шел дождь, как раз тогда, когда у нас не было экскурсий», — отметила она.
В течение недели со студентами работали музыканты студии «Да» из Санкт-Петербурга. «Ребята ходили на прогулки по поселку, они сочиняли строки, которые затем зачитывались в ритмике рэпа и хип-хопа под музыкальное сопровождение », - сказала руководитель школы, добавив, что этот опыт будет использован в том числе для создания исторического квеста. Она отметила, что в этом году школа получилась более камерной, чем обычно. «Мы в основном общались своим кругом, но в этом тоже был интересный эффект. Ребята смогли получить максимум информации от преподавателей», — сказала Тюкина.
Истоник: tass.ru