Новости

28 июля 1932 г. из Архангельска стартовала экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков»

28 июля 1932 г. из Архангельска стартовала экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков», которая впервые в истории прошла по Северному морскому пути из Белого в Берингово море за одну навигацию. Командовал судном капитан Владимир.Иванович Воронин, возглавлял экспедицию профессор Отто Юльевич Шмидт. 

28 июля 1932 г. из Архангельска стартовала экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков» Профессор О.Ю.Шмидт, руководитель экспедиции на ледокольном судне «Сибиряков», прошедшему по Северному морскому пути за одну навигацию

Почувствовать атмосферу сборов и проведения экспедиции помогает книга Арктик-фонда, написанная почетным полярником, доктором географических наук Владиславом Сергеевичем Корякиным «Отто Шмидт». В 2011 г. она была выпущена издательством «Вече» вместе с Русским географическим обществом.

28 июля 1932 г. из Архангельска стартовала экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков» Кожухова С.А., обложка книги Владислава Сергеевича Корякина «Отто Шмидт» (2011 г.)

Автор пишет: «В любом случае главное событие навигации 1932 г. в Советской Арктике — поход «Сибирякова» (вместо «Седова», оказавшегося на ремонте) по всей трассе Северного морского пути от Архангельска до Петропавловска-Камчатского за одну навигацию — впервые в истории арктических исследований!

Советские партийные и государственные верха приветствовали любые подобные успехи на фоне провалов пятилетки и и голода, сопровожда-вшего коллективизацию. Такой поход был подготовлен всем развитием событий ещё досоветского периода и отвечал реальным нуждам государства, но в то время объяснялся как достижение нового строя. ...Шмидт...объективно стимулировал своей деятельностью дальнейшее развитие Арктики.

28 июля 1932 г. из Архангельска стартовала экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков» В.И. Воронин, капитан «Сибирякова»                                                                                           

Ледовые прогнозы Визе интересовали не только руководство экспедиции, но и (...) подруг моряков...(Визе, 1946, с.58 −59). (...) Во все времена первопроходцы относились к своим надеждам и тревогам с долей юмора, но (...) не хозяйственники. «Малашенко (завхоз. — В.К.)не спит четвёртую ночь, (...) глаза его блестят лихорадочно... Он ходит в каком-то трансе... Нервный Корпусов бродит тенью, ... доживёт ли до выхода в море? (...) Как всегда перед выходом в море происходит масса недоразумений и накладок, причём не по вине участников плавания. Например, одесские железнодорожники вместо Архангельска направили заказанные овощи в Астрахань, где их и так хватало, — и т.д. и т.п., вплоть до момента, когда Шмидт, потеряв терпение, заявил: „Чёрт с ним, с этим грузом, обойдёмся и без него“. К сожалению, среди „груза“ оказался самолёт ледовой разведки, без которого не удалось избежать многих неблагоприятных ситуаций.

С выходом в море 28 июля чувство юмора вновь вернулось к участникам плавания. Капитан (...) поведал, как однажды Северная контора Совторгфлота в борьбе за отмену „полярки“ (дополнительной оплаты за рейсы в Арктику) поставили вопрос перед соответствующими инстанциями о переносе полярного круга ближе к полюсу! Визе с удоволетворением заметил, что это новшество не коснулось навигационных карт в штурманской рубке.

Новая Земля — исходный рубеж любого полярного плавания на восток... Никакие уговоры задержаться у обсерватории на берегах пролива Маточкин Шар, одном из самых замечательных мест по красоте в нашей Арктике, не повлияли на Шмидта, буквально гнавшего судно на восток.

Б.Л.Дзердзеевский, синоптик Карской экспедиции и очевидец произошедшего вспоминал: »... После проводки судов сквозь льды Карского моря «Ленин» стоял у Новой Земли, когда туда пришёл «Сибиряков», Шедший по Северному морскому пути. О.Ю. Шмидт вместе с В.Ю. Визе, В.И. Ворониным и корреспондентами приехали на ледокол, чтобы получить сведения о состоянии льда, погоды и другие (...) материалы. С внутренней страстностью и столь же присущей ему внутренней выдержкой и спокойствием он рассказывал (...) детали плана начатого похода «Сибирякова».
На ледоколе «Ленин» тогда находились капитаны, не раз проводившие суда через арктические льды... , поход «Сибирякова» бурно обсуждался. Нельзя сказать, чтобы он встретил полное одобрение. ...Если бы судьба рейса решалась тогда на «Ленине», то он вряд ли был осуществлён. К счастью, это было не так, и «Сибиряков» успешно закончил свой поход.

28 июля 1932 г. из Архангельска стартовала экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков»
Ледокольное судно «Сибиряков»

Источник: Арктик-фонд ВКонтакте