Новости

Ученые вуза в Петербурге создали технологию "выращивания" деталей для кораблей в Арктике

Установка позволяет делать крупногабаритные изделия весом до нескольких сотен килограмм.

Инженеры Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбМТУ) разработали первую в России установку, которая позволяет при помощи лазера создавать или ремонтировать детали весом до нескольких сотен килограмм для кораблей, работающих в арктической акватории. Об этом сообщил в среду ректор СПбГМТУ Глеб Туричин.

«Это проект, который мы сделали для судоремонтного завода „Звездочка“, который находится в Северодвинске (входит в состав АО „Объединенная судостроительная корпорация“ — прим. ТАСС). В рамках проекта была спроектирована и изготовлена технологическая установка для прямого лазерного выращивания металлических изделий максимальным размером 1200×1200×800мм», — сказал Туричин.

Он пояснил, что технология производства позволяет создавать изделия, применяя широкий набор материалов: стали, никелевые сплавы, титановые сплавы, бронзы. Технология позволяет производить различные детали для кораблей: винты, кронштейны, изделия судового машиностроения и прочие. Установка позволяет делать крупногабаритные изделия весом до нескольких сотен килограмм.

«Для производства деталей используется порошковый питатель — это специальная центрифуга, которая взбивает металлическую пыль с несущим инертным газом (аргоном). В этот питатель при помощи специальных колб загружается до десяти литров металлического порошка. Получившаяся газометаллическая смесь вдувается в лазерный луч и вместе с ним подается на подложку. Перемещая рабочую головку аппарата, которая и подает лазерное излучение и совмещенную с ним газопорошковую струю, мы можем регулировать форму изделия, которое выращивается на подложке», — отметил Туричин.

По его словам, скорость выращивания изделий составляет до двух килограммов в час. Установка позволяет комбинировать материалы для создания металлокомпозитов и металлокерамических изделий. Кроме того, при помощи технологии можно не только создавать, но и ремонтировать изделия. Так, можно нарастить утраченную в процессе эксплуатации часть детали.

«Технология делалась для использования в условиях Арктики. Ведь любые, даже простые механизмы, которые сломались или были утрачены полностью на севере, могут быть заказаны только с большой земли. Приходится тащить детали через всю страну: это большие деньги и время, особенно если говорить о ледоколах. Нашу установку можно разместить даже на борту корабля, чтобы мобильно и достаточно быстро восстановить работу механизмов. Кроме того, аппарат способен работать с материалами, предназначенными для эксплуатации при низких температурах», — сказал Туричин.

https://nauka.tass.ru