Как советские полярники зимовали без топлива и еды в годы Великой Отечественной войны
Полярную станцию Бухта Тихая на архипелаге Земля Франца-Иосифа открыли в 1929 году. Одна из самых героических страниц в её истории — жизнь и работа метеорологов на станции в годы Великой Отечественной войны.
До войны смена учёных на станции проходила раз в год. Очередное судно с вахтовиками ожидали на Земле Франца-Иосифа летом 1941 года, но этого не случилось — 22 июня объявили войну. Предполагалось, что в сентябре на станцию пароходом «Садко» забросят провиант и топливо. Но случился очередной форс-мажор: 11 сентября на пути из Диксона на Землю Франца-Иосифа «Садко» наскочил на мель в Карском море и затонул. Жители Тихой стали готовиться к незапланированной зимовке.
Коллективное фото зимовщиков. Фото предоставлено музеем нацпарка "Русская Арктика"
Чтобы выжить и не прекратить работы, метеорологи провели ревизию имеющегося провианта и топлива, затем разработали план оптимизации. Учёные выяснили, что угля для топки печей на длинную полярную зиму не хватит. До зимы они собирали плавник с ближайших островов, а жить решили в одном доме. Так, хозяйственные постройки можно было пустить на растопку печей. Чтобы сэкономить запасы угля и дров, отапливали только жилые помещения, прикладывали максимум усилий, чтобы поддержать в рабочем состоянии оборудование метеостанции.
Зима 1941–1942 годов далась полярникам нелегко. Летом 1942 года зимовщики с надеждой ждали судно со снабжением. Но судно снова не пришло. И снова полярники охотились на белых медведей, нерпу и птиц. В летнее время, когда наступал полярный день, льды таяли, обнажая зеленые мхи, а птицы гнездились на скалах; на столе у зимовщиков появлялись витамины в виде растений и яиц, добытых на птичьем базаре скалы Рубини.
Пару раз в Тихую прилетали самолёты, которые доставляли необходимое для работы оборудование, но доставляли ли самолёты посылки с продуктовыми запасами в Тихую, записей не сохранилось.
Интересно, что на метеостанции Бухта Тихая велась своеобразная летопись — Голубая Книга. По стечению обстоятельств, записи, датируемые периодом войны, были уничтожены. Исследователи не склонны видеть в этом тайный смысл, скорее, это досадное совпадение, которое не даёт нам возможностей приоткрыть завесу тайны над теми голодными трудными годами на полярной станции.
Лето 1943 года исхудавшие и озябшие метеорологи встретили с нетерпением. И судно, правда, пришло! Но из-за плотного ледяного припая пришвартоваться к острову Гукера ледокол «Георгий Седов» не смог. Прямо на льдину с судна выбросили консервы — ни одного свежего овоща или фрукта полярники в те годы не получали — и угольную пыль. По факту, снабжение не покрыло и половины необходимого запаса провианта и топлива.
Самых слабых полярников «Седов» забрал на материк, сменив их новыми сотрудниками. Коллектив дополнили коллеги-метеорологи с острова Рудольфа, где дела с топливом обстояли ещё хуже.
Интересно, но ни разу в Тихой не наблюдалось случаев отравления мясом медведя, в отличие от их «соседей» с Земли Александры, которых немецкое командование экстренно эвакуировало с острова после повального отравления медвежатиной.
На затянувшуюся зимовку полярники не жаловались. Понимали, что идёт война, и делали свою работу — очень важную для страны. Полярная станция Бухта Тихая всегда была передовой научной метеорологической базой, где велись комплексные наблюдения за климатом. Во время военных лет полярники Тихой ежедневно в обычном режиме выходили на связь с большой землёй и рапортовали о своих наблюдениях.
Утром 9 мая 1945 года радист Сергей Сафронов, уроженец Архангельска, вышел в эфир для традиционного метеоотчёта на материк. Как он повёл себя, когда узнал, что фашистская Германия пала? Бежал ли он к товарищам, будил ли их, крича, что война закончилась, или просто молча сидел и смотрел из окна на ледники и айсберги вдали, не смахивая слёз Победы? Каким образом новость об окончании войны восприняли полярники на мысе Желания, сумевшие отразить атаку фашистской подлодки? Как радовались полярники на других станциях в Арктике? Мы никогда не узнаем об этом. Но мы точно знаем, что ни один советский гражданин, трудившийся в тылу Арктики на благо страны, не погиб в эти трудные для зимовщиков годы, ни один не пожаловался на стеснённые обстоятельства. Полярники, все до единого, с честью и отвагой исполнили свой долг перед Родиной.
Радист Сергей Сафронов. Фото предоставлено музеем нацпарка "Русская Арктика"
В июне 1945 года в Тихую пришёл ледокол «Иосиф Сталин», который забрал военную смену и привёз новых сотрудников метеостанции. Полярная станция Бухта Тихая работала вплоть до 1960-х годов, сохранив преемственность знаний, передаваемых от зимовщика к зимовщику.
Напомним, что в начале апреля 2020 года «Русская Арктика», самая северная и самая большая особо охраняемая территория России, презентовала панорамную экскурсию по бывшей полярной станции Бухта Тихая, расположенной на острове Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа.
Марина Меньшикова