Новости

В Архангельске обсудили проекты развития археологии Второй мировой войны в Арктике

В музее имени А. А. Борисова состоялся круглый стол «Карские экспедиции», организованный Судостроительный кластером Архангельской области и посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Его модератором выступил доктор исторических наук, профессор Северного (Арктического) федерального университета Михаил Николаевич Супрун.

1В ходе дискуссии участники обсудили перспективные исторические инициативы по увековечиванию памяти морских операций в Арктике во время Великой Отечественной войны, взаимодействие в рамках проекта «Карские экспедиции», а также книгу «Ямальский мемориал арктических летописей». Отметим, что проект «Карские экспедиции» нацелен на поиск затонувших во время Великой Отечественной войны кораблей и судов, их идентификации, определения точных координат места их гибели, а также увековечение памяти моряков, погибших в арктических морях в годы войны.

В своем докладе Михаил Супрун рассказал об археологии Второй мировой войны, начало которой на Русском Севере положила находка в 1984 году остатков самолета «Киттихок» и могилы летчика в 30 км от Архангельска. Сравнительно хорошо сохранившиеся части самолета и шильдики передали в краеведческий музей, а группа поисковиков-энтузиастов, проведшая раскопки, составила ядро будущей экспедиции «Эхо войны».

По словам Михаила Николаевича, знаменательным стал 1985 год — год 40-летнего юбилея Победы: «Именно тогда была официально оформлена экспедиция „Эхо войны“, в которую вошли студенты исторического факультета — участники семинара по истории войны. Позднее к нам присоединились офицеры и школьники поселка Катунино, собиравшие материалы по истории 95-го авиаполка, базировавшегося близ поселка. К маю 1985 года мы не только создали новую экспозицию Музея военной истории педагогического института, но и подготовили ряд научных работ по истории Второй мировой войны, собрали информацию о кораблях, самолетах и их экипажа, погибших в 1930–1940-е годы в районе Архангельска».

После этого поиск был расширен далеко за пределы региона: в течение учебного года велись сбор и обработка архивных материалов, писались студенческие работы по конкретным темам, а с началом полевого сезона группа самых преданных студентов вместо отдыха выезжала на поля боев. К научно-исследовательской работы подключились военные авиаторы и школьники авиамодельного кружка поселка Катунино.

В рамках подготовки к 50-летнему юбилею прихода в Архангельск первого союзного конвоя областная администрация обратилась к участникам экспедиции с предложением вывезти из болот наиболее хорошо сохранившийся самолет времен войны для демонстрации его на набережной Северной Двины. «То, что мы увидели в „поле“, превзошло всякие ожидания. Это были не просто рассыпанные и обожженные обломки. Из-под Онеги удалось вывезти три „Харрикейна“, севших на вынужденную посадку на болото. Под Лумбовкой лежали отлично сохранившиеся „Р-40“ и „И-15“, под Луковецком — „Спитфайер“», — рассказал Михаил Супрун. Во время празднования юбилея участники экспедиции начали плодотворное общение с членами клуба «Истории авиации» из норвежских городов Буде и Варде.

Результатом этого сотрудничества стали совместные публикации, конференции и семинары, обмен информацией о погибших пилотах и самолетах, советских военнопленных в Норвегии. Во многом благодаря этой работе норвежский Стортинг принял решение о создании в Буде Национального музея авиации, а в России началась разработка новых исследовательских тем и методик, в частности, по истории пребывания советских военнопленных в нацистских лагерях на территории Норвегии и истории «холодной войны» в Арктике.

Для удобства работы исследователей, для распространения и уточнения собранной информации в конце 1990-х годов на сервере университета был создан сайт «Вторая мировая война на Европейском Севере, 1939 — 1945», состоящий из шести разделов «На земле», «В небесах», «На море», «Тыл», «Международные отношения» и «Мемориал». В третьем разделе выделена страничка «Хроника войны на Северном ТВД», на которой день за днем прослеживаются все операции Северного флота и его авиации с указанием места проведения операций, ее участников, победы и потери. Работа над совершенствованием сайта продолжается, также как продолжается экспедиционная работа и сбор воспоминаний, артефактов, фотографий, кинохроники, литературы.
Общественный руководитель «Карских экспедиций», младший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики Сергей Шулинин познакомил участников круглого стола с основными результатами реализации проекта и презентовал книгу «Ямальский мемориал Арктических летописей».

Он рассказал о малоизвестных фактах, показал участникам круглого стола документальный фильм студии «Град» «Война в Арктике. Тайна Карского моря», фото и видеоматериалы. В процессе обсуждения участники круглого стола высказали предложения в части дальнейшего развития «Карских экспедиций», развитию научного сотрудничества между Ямало-Ненецким автономным округом и Архангельской областью.

После окончания дискуссии все желающие получили книгу «Ямальский мемориал арктических летописей» с дарственной подписью от автора. Кроме того, Сергей Шулинин передал в дар музею художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова и библиотеке Северного (Арктического) федерального университета недавно вышедшую книгу «Ненецкие сказки».

В ходе дискуссии участникам круглого стола, — представителям бизнеса и флота, — в качестве проекта было предложено совместными усилиями создать интерактивную карту Арктики с указанием мест гибели кораблей и самолетов, судеб экипажей. Следующим этапом исследований могут стать морские экспедиции по изучению и возможному извлечению останков судов.

narfu.ru