Особое географическое положение определяет геополитическую значимость Арктики. Через российскую Арктику проходят кратчайшие пути между рынками Северо-Западной Европы и рынками Японии, Китая, США, Канады. В условиях увеличения транспортной активности, улучшения перспектив развития высокорентабельных трансконтинентальных перевозок, роста добычи нефти и газа на континентальном шельфе, повышения внутренних и внешних транспортных потребностей возрастает значение арктической транспортной системы и ее ключевого элемента — Северного морского пути.
Развитие опорной транспортной сети арктических территорий предусматривает модернизацию инфраструктуры водных путей, техническое перевооружение с созданием терминальных логистических комплексов портов, развитие их инфраструктуры. Намечено строительство устьевых перегрузочных комплексов в устьях рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы.
Крупными транспортно-логистическими узлами для магистральных и международных перевозок станут аэропорты Мурманска, Архангельска и Анадыря. Кроме этого получит развитие сеть малых аэропортов с взлетно-посадочными полосами для грузопассажирских перевозок в районы Арктики.
На трассах Севморпути предусмотрено строительство объектов Глобальной морской системы связи при бедствии в арктических портах. В 2011–2015 годах планируется создание единого информационного пространства Арктической зоны РФ. В регионе будут развивать телерадиовещание, системы связи для управления судами и самолётами по кроссполярным трассам, прокладывать кабель по дну арктических морей — систему «Поларнет».
Интеграция в мировое транспортное и коммуникационное пространство предполагает развитие международного сотрудничества с другими международными транспортными организациями и торговыми партнерами России, расширение участия в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта, а также в крупных международных транспортных проектах.